Бизнес нацелят на капремонт: получение крупными предприятиями «углеродных квот» повысит энергоэффективность МКД

Бизнес нацелят на капремонт: получение крупными предприятиями «углеродных квот» повысит энергоэффективность МКД

Бизнес нацелят на капремонт: получение крупными предприятиями «углеродных квот» повысит энергоэффективность МКД Shutterstock/FOTODOM
Как сообщила «Стройгазете» директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при правительстве РФ Ирина Золотова, в рамках решения задач по повышению энергоэффективности экономики и снижению углеродных выбросов российскими предприятиями сегодня рассматриваются различные идеи. И часть из них связна с жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) страны. В этом секторе одна из наиболее перспективных точек приложения усилий — многоквартирные дома (МКД). В повышение их энергоэффективности вполне мог бы вложиться крупный бизнес, получив взамен так называемые «углеродные квоты».

«У компаний есть задача повысить энергоэффективность, и как вариант для этого рассматриваются МКД, где потенциал ее повышения — не менее 30%, — поясняет она. — И поскольку из-за дороговизны энергоэффективных ремонтов их делается очень мало, есть идея, чтобы в них инвестировали крупные эмитенты двуокиси углерода».

По мнению Ирины Золотовой, такой механизм может позволить крупным компаниям, например, металлургическим и другим «грязным» заводам, профинансировать часть капитального ремонта. После окончания работ по дому будет проведена экспертиза, которая покажет, насколько выросла энергоэффективность и за счет этого снижено потребление энергоресурсов, а значит, уменьшились и выбросы углекислого газа. Затем этот объем CO2 засчитают предприятию как уменьшение углеродного следа. И таким образом бизнес решает проблему с выбросами.

Как считают эксперты, данная схема выглядит красиво и даже заманчиво. Но для доведения ее до практического исполнения предстоит убрать ряд барьеров. Во-первых, инвестиции в такие проекты должны быть выгодны для бизнеса, и, в принципе, в целом ряде случаев такое вполне может быть. Ведь на практике предприятию действительно может оказаться выгоднее инвестировать в капремонт нескольких МКД, чем проводить гораздо более дорогостоящую реконструкцию собственных очистных систем, на что может не хватить средств в нынешней непростой экономической ситуации, или же продолжать загрязнять окружающую среду, платя за это немалые штрафы.

И, надо отметить, законодательство уже сегодня позволяет засчитывать мероприятия по повышению энергоэффективности зданий в ходе их капремонта как климатические. Правда, методическая база для реализации таких проектов сырая и нуждается в доработке, но при желании ее можно было бы быстро усовершенствовать.

Главной же сложностью по подключению бизнеса к снижению углеродных выбросов в МКД является все-таки отсутствие системы квотирования выбросов парниковых газов в стране. Такие квоты есть пока только в ряде регионов, например, в Сахалинской области, где в настоящее время проходит эксперимент по углеродному регулированию. Главная его цель заключается в достижении этим субъектом так называемой углеродной нейтральности уже к 2025 году. В ходе эксперимента работающий на острове бизнес будет получать квоты на выбросы парниковых газов, и если компания нашла способ сэкономить, то она сможет продавать квоты другим предприятиям. То есть если где и стоило бы в первую очередь попытаться внедрить предложенную схему, Сахалин для таких пилотов подходит в первую очередь.

Что касается самих жителей МКД, то их интерес несомненен, так как проведение энергоэффективного капремонта способно на 10-25% снизить их ежемесячные коммунальные платежи. Правда, хотя история проведения таких ремонтов насчитывает уже несколько лет, делается их по стране крайне мало. Как отмечает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер, причин тому как минимум три. Во-первых, далеко не все регионы включают мероприятия по повышению энергоэффективности в домах в перечень работ по капремонту, а без этого взносы на капремонт на энергоэффективные цели тратить нельзя. Плюс, что более существенно, такой ремонт обходится значительно дороже обычного и из-за этого собранных с жителей средств на него не хватает. К тому же если в предшествующие годы жители могли получить субсидии на цели проведения энергоэффективного капремонта из Фонда содействия реформированию ЖКХ, то к настоящему времени зарезервированные на это средства закончились. И когда они будут снова выделяться — пока не известно.

Тем не менее, эксперты смотрят в будущее с оптимизмом. «Сейчас повышать энергоэффективность дома жители могут за счет взносов на капремонт или кредитов. Схема с использованием «углеродных квот» могла бы стать третьим источником средств», — полагает Ирина Генцлер.

Анна МАМОНОВА, директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта МКД:

Анна МАМОНОВА.jpg

«Для граждан механизм с использованием «углеродных квот» является очень выгодным, поскольку никак не скажется на размере взноса на капитальный ремонт, при этом софинансирование со стороны крупных инвесторов позволит провести в доме энергоэффективный капремонт»



Теги: