
Мысль благая, однако предложение депутатов представителями домовых сообществ и профильными экспертами было встречено в штыки, большинство из них выступили с резкой критикой нормативно-правового акта. Спустя месяц с момента публикации законопроект по-прежнему находится на рассмотрении в нижней палате парламента, а за прошедшие недели должны были появиться и более комплементарные оценки инициативы депутатов, но, к сожалению, таковых найти не удалось. Зато свою экспертную позицию сформулировала профильная Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), которая по роду своей деятельности отстаивает интересы управляющих компаний (УК) и других типов домовых организаций. Проанализировав проект ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ» (в части получения квалификационного аттестата председателем правления ТСЖ), эксперты АКОН четко сформулировали, почему его следует отклонить.
Суммируя эти аргументы, в комментарии «Стройгазете» президент АКОН Никита Чулочников напомнил, что авторы законопроекта утверждают, что реализация их предложений способствует более углубленному изучению жилищного законодательства председателем ТСЖ, что повысит качество управления многоквартирным домом (МКД). Однако очевидно, считает Никита Чулочников, что сдача экзамена не гарантирует эффективной работы. И, по мнению председателей ТСЖ, данное предложение, не создавая условий для реального улучшения качества управления, негативно скажется на судьбе института ТСЖ, так как отпугнет многих граждан от исполнения должности председателя. Причем это коснется как действующих, так и будущих председателей.
Никита Чулочников также отметил, что ТСЖ, согласно действующей редакции ЖК РФ, является добровольным объединением собственников помещений в МКД, созданным в целях управления этим домом. Органы управления ТСЖ (общее собрание членов товарищества и избираемое правление) могут состоять исключительно из его членов. И большинство эффективных ТСЖ успешно осуществляют свою деятельность благодаря объективно существующей личной заинтересованности председателя, правления и прочих жильцов в улучшении условий собственного проживания, а также созданию в доме крепкой команды членов правления и работников-профессионалов.
Как гласит ч. 1 ст. 149 ЖК РФ, председатель ТСЖ и жилищно-строительного кооператива (ЖСК) — выборное лицо, а квалификационные требования к выборным должностям не установлены ни для одной должности, включая более ответственные — президента, депутатов и руководителей крупных организаций. К тому же, согласно ст. 70 ТК РФ, испытательный срок не устанавливается для лиц, избранных на выборную должность.
Исходя из этого, по мнению главы АКОН, есть как минимум 10 аргументов против введения обязательной квалификации для председателей ТСЖ:
1. Ущемление права на самоуправление: обязательный экзамен ограничивает право собственников выбирать председателя по своему усмотрению, основываясь на доверии и личных качествах, а не только на формальной квалификации.
2. Отсутствие взаимосвязи между квалификацией и эффективностью: знание законодательства не гарантирует эффективного управления и предотвращения коррупции. Опыт и организаторские способности гораздо важнее.
3. Снижение активности граждан: введение обязательного экзамена отпугнет многих потенциальных кандидатов, особенно тех, кто не имеет времени или ресурсов на подготовку.
4. Создание искусственных барьеров: экзамен чинит необоснованные препятствия для участия граждан в самоуправлении.
5. Рост бюрократизации: введение экзамена приведет к дополнительной бюрократии и расходам как для кандидатов, так и для государства.
6. Потенциал для коррупции: процесс проведения экзамена может быть подвержен коррупции и злоупотреблениям.
7. Недоверие к инициативам снизу: обязательный экзамен демонстрирует недоверие к способности граждан самостоятельно управлять своим имуществом.
8. Неэффективное использование рабочего времени: ресурсы председателя ТСЖ, потраченные на подготовку к экзамену и его сдачу, могли бы быть направлены на более важные задачи на пользу товарищества.
9. Проблема доступности обучения: не все потенциальные кандидаты имеют равный доступ к качественному обучению для сдачи экзамена.
10. Доверие важнее квалификации: в основе самоуправления лежит доверие собственников к выбранному ими руководителю. Формальная квалификация не может заменить это доверие. «Исходя из вышесказанного, мы в АКОН, выступая от имени ТСЖ, готовим обращение в федеральные органы власти с требованием не допустить принятия данного законопроекта», — резюмировал Никита Чулочников.
Номер публикации: №27 01.08.2025