Хотя сам по себе демонтаж родился одновременно со строительством, в отдельную узкопрофессиональную сферу он выделился сравнительно недавно, и стимулом к его обособлению стал технический прогресс, который привел к появлению экскаваторов с навесным оборудованием, что позволило производить работы повышенной сложности. Второй формирующий фактор — резко возросший спрос со стороны государства и строительных и промышленных компаний на редевелопмент, подготовку территорий под будущее строительство и формирование потребности в грамотном обращении со стройотходами.
Профессионально реализовать эти работы могут только крупные компании со штатом подготовленных специалистов, что привело к формированию на отечественном рынке пула ведущих игроков, работающих во многих регионах страны и учредивших отраслевую ассоциацию, представляющую интересы ее участников. Таких компаний по стране насчитывается в пределах трех десятков, и они достаточно успешно повышают производительность своего труда путем автоматизации и цифровизации рабочих процессов, внедряют роботизированные комплексы и современное оборудование.
По оценке экспертов Национальной ассоциации демонтажных организаций (НАДО), в последние четыре года рынок демонтажа развивается особенно стремительно: объемы работ на нем за этот период выросли примерно в полтора раза. Естественно, речь идет только о наиболее крупных проектах, так как в отрасли заняты сотни мелких «полукустарных» компаний, значительная часть выполняемых которыми работ находится в «серой» зоне и не отображается статистикой. При этом отрасль находится в стадии формирования, и ее дальнейшая эволюция сопряжена с успешным решением задач в рамках основных направлений развития. В их числе эксперты выделяют необходимость продолжения работы по созданию свода профессиональных стандартов и правил, повышение прозрачности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли, а также взаимодействие с государственными органами по законодательным инициативам. Не меньшее значение имеют такие направления, как создание и внедрение систем безопасности выполнения работ в отрасли, обучение и повышение квалификации специалистов, минимизация недобросовестной конкуренции, а также повышение престижа профессии и содействие внедрению лучших мировых технологий.
Западные санкции, конечно, оказали значительное ограничивающее воздействие на отрасль; компании были вынуждены переориентироваться на новых поставщиков тяжелой техники, в первую очередь на китайских производителей. Сейчас этот процесс во многом завершен, под новые модели сформирован запас запчастей, идет развитие системы сервисного обслуживания. Пришлось компаниям менять логистику и по другим видам оборудования. Но одновременно внешнеэкономические ограничения стали определенным стимулом для отечественного промпроизводства, в результате чего уже начат выпуск отдельных образцов навесного и алмазного оборудования, включая системы алмазной канатной резки мощностью до 45 кВт.
Отрасль достигла неплохой степени институционализации, свидетельством чему является учреждение профессионального праздника — Дня демонтажника, мероприятия которого в этом году состоялись во второй раз при поддержке Минстроя России.
Также ведущие российские компании наглядно подтвердили, что им по плечу самые сложные и масштабные проекты. Но впереди еще больше работы. Не следует забывать, что демонтажная отрасль тесно связана не только со строительством, но и с формирующейся системой рециклинга и прежде всего переработки стройотходов. По данным Российского экологического оператора (РЭО), объем утилизации и обработки строительных отходов в стране вырос за последние три года в четыре раза. Это обострило проблему эффективного обращения с ними в целях экологически грамотной утилизации и вовлечения в качестве вторичных ресурсов в последующий экономический оборот. Уже сегодня применяемые лучшими компаниями технологии сепарации и переработки стройотходов позволяют почти полностью пускать их во вторичное использование, и эти показатели должны стать ориентирами для всех участников рынка. Однако препятствием на этом пути являются законодательные пробелы. В частности, хорошо себя зарекомендовавший институт расширенной ответственности производителей (РОП) и экологического сбора в отношении тары и упаковки пока не распространяется на утилизацию отходов, образуемых при разборке и сносе строений, что дестимулирует бизнес более ответственно подходить к вопросу организации вывоза и переработки строительного мусора, а также не способствует формированию экономики замкнутого цикла. Кроме того, излишне усложнен порядок лицензирования утилизации отходов сноса и разборки строений IV класса опасности и забюрократизированы процедуры прохождения государственной экологической экспертизы проектов технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы) утилизации отходов.
Таким образом, демонтажная отрасль нуждается в поддержке со стороны государства, от которого требуется создание благоприятной институциональной среды, а также такой системы поощрений и ограничений, которая бы стимулировала переход на самые современные технологии и решения.
Артём КОНДРАТЬЕВ, управляющий НАДО:
«За последние годы мы смогли добиться выделения отрасли демонтажа в отдельную индустрию, независимую от строительства в целом»
Номер публикации: №37 27.09.2024