

Анатолий Анатольевич, в чем была необходимость создания Центра компетенций? И кто был инициатором этого решения?
Деятельность Центра компетенций «Умный город» закрывает важные задачи в рамках методического сопровождения реализации проектов цифровой трансформации. Проекту уже пять лет. Все это время открывались центры компетенций муниципального уровня, и настал день, когда коллеги из регионов сами пришли к выводу, что для решения общих задач пора создать координирующий орган, который бы выполнил объединяющую функцию в масштабах страны. Причем речь ни в коем случае не идет о дублировании функций Минстроя России или его Проектной дирекции. Создание центра было одобрено как инициатива в рамках заседания рабочей группы министерства. Востребованность нашей работы подтверждается и количеством регионов, присоединившихся к общей повестке: если в прошлом году их было двенадцать, то сегодня эта цифра уже перевалила за пятьдесят.
Что стало главным в работе Центра компетенций «Умный город» в первый год его работы?
И в первый, и в последующие годы перед центром будет стоять несколько основных задач. Первая задача — обеспечение прямого диалога между властью и бизнесом. За время реализации проекта более чем в двухстах муниципальных образованиях было внедрено свыше двух тысяч различных решений. Очевидно, что в связи с тем, что проект «Умный город» распространяется на все муниципалитеты уровня «городской округ» и «муниципальный округ» (район), настала пора их инвентаризации с целью определения лучших практик, которые могли бы быть тиражированы.
При этом важно понимать, что универсальных решений, как правило, быть не может: размеры населенных пунктов, количество жителей, климатические условия — все это серьезные факторы, которые мы обязаны учитывать. Да и скорость развития технологий сейчас такова, что большинство подходов, использовавшихся в конце десятых, сегодня уже могут быть неактуальны.
Поэтому вместе с коллегами из РАНХиГС нами была разработана специальная методика оценки эффективности как цифровых, так и инженерных решений. Ее уникальность в том, что она сочетает в себе оценку не только технической составляющей, но и то, как та или иная новация будет влиять на достижение национальных целей, возможно ли привлечение при ее внедрении средств институтов развития. Все это находится в фокусе нашего внимания. Такой глубокий анализ серьезно помогает представителям органов власти и бизнеса говорить на одном языке и достигать своих целей.
Вторая задача — это, безусловно, прямая работа с регионами и муниципалитетами (от анализа и методической помощи до подбора решений, максимально соответствующих не только их запросам, но и возможностям). Иногда этот процесс напоминает классический НИОКР, когда это целый комплекс инновационной деятельности для разработки новых услуг или продуктов и улучшения существующих.
Отсюда, собственно говоря, вытекает и наша третья задача — повышение кадрового потенциала. В 2023 году мы подписали соглашение о создании Научно-образовательного центра «Умный город». Недавно у нас были первые гости — слушатели программы РАНХиГС «Школа мэров». По отзывам коллег, они ушли от нас не только с новыми полезными знаниями, но и вдохновленными на использование в своей ежедневной работе тех инструментов и подходов, о которых мы им рассказали.
И, наконец, четвертая наша задача (по счету, но, конечно, не по значимости), отдельный огромный пласт — работа с детьми и молодежью, ведь жить и трудиться в наших прекрасных «умных» городах в самом скором будущем предстоит именно им. Очень важно, чтобы они не просто были готовы к этому, но и уже сейчас принимали самое активное участие в формировании приоритетных проектов, а ребята постарше — уже и в реализации этих проектов.
Какие у Центра компетенций планы на будущее?
«Умный город» — это бессрочный проект, меняющийся с развитием новых технологий и изменением тех или иных задач. Города будут развиваться бесконечно. По оценкам специалистов, к 2030 году на планете в городах и городских агломерациях будет сосредоточено более 80% жителей. И России это касается в полной мере.
Мы с вами уже обсудили задачи, которые надо решать в долгосрочном плане. Если же говорить о перспективе на 2024-й, то это, во-первых, методическая помощь и поддержка для наших коллег из регионов и местного самоуправления, для которых мы планируем открыть такой своеобразный коворкинг «Умного города» — место, куда они могут обратиться, как очно, так и дистанционно. Во-вторых, это реализация нашего плана публичных мероприятий, позволяющих представителям власти и бизнеса выстроить плодотворный диалог: им очень важно встречаться вживую, лицом к лицу, поскольку никакие ВКС-платформы и вебинары никогда не заменят человеческого общения.
Номер публикации: №49 29.12.2023