Сейчас общий объем рынка цифровизации в сфере эксплуатации и управления МКД эксперты оценивают в 51 млрд рублей в год, тогда как к 2030 году он может вырасти до 202 млрд. В целом же, с учетом иных видов бизнеса, которые будут развиваться на основе цифровизации домов (сервисы по сдаче в аренду помещений, допродажи девелопера на основе данных о жителях, таргетированная реклама от местного бизнеса и пр.), рынок вырастет к 2030 году до 826 млрд рублей.
Для более массового внедрения «умных» зданий в России, по мнению экспертов из «Лаборатории цифровизации жилья», необходимы инвестиции в слаботочные системы новостроек (телефонизация, прокладка кабельной системы, установка систем видеонаблюдения, инфраструктуры для беспроводной передачи данных, пожарной сигнализации и т. д.). Пока они составляют 1-2% от стоимости строительства и фактически включены в цену квадратного метра.
Взяв в расчет предполагаемое увеличение объемов жилищного строительства в стране к 2030 году до 120 млн «квадратов» в год, суммарно за восемь лет будет привлечено почти 45 трлн рублей (при средней стоимости строительства около 50 тыс. рублей за кв. м, без учета индексации). Следовательно, инвестиции в оснащение новостроек (стандартных, не бизнес-класса, где затраты выше) интеллектуальными системами могут составить около 240-480 млрд рублей.
Стоимость цифровизации новостроек, исходя из минимального набора устройств, составляет около 700 рублей на один «квадрат» общей площади, что сопоставимо с расчетными значениями по инвестициям в слаботочные системы: до 1-2% при средней себестоимости строительства около 50 тыс. руб./кв. м. Почти 80% стоимости оснащения дома приходится на интеллектуальные устройства для систем учета энергопотребления, противопожарных систем и лифтов, еще чуть более 10% — на домофонию, системы контроля и управления доступом и видеонаблюдение. На остальные системы — мониторинг инженерных систем, общую локально-вычислительную сеть объекта, инженерные системы, освещение и другое — еще около 10%.
Ежегодное обслуживание и сервис обходятся в 5-10% от затрат на приобретение. Примерная оценка рынка сервиса только для новостроек в 2022 году — от 1 до 4 млрд рублей. Учитывая планируемые показатели по вводу новых МКД (480 млн кв. м до 2030 года), рынок сервиса будет расти в геометрической прогрессии. Внутри тарифа кроме оплаты услуг квалифицированного персонала будут также расходы на услуги связи, включая оплату интернет-трафика и аренду центров обработки данных, техническую поддержку и доработку.
Набор услуг зависит от класса жилья, ассортимента цифровых сервисов и устройств, а также потребностей жителей. Диапазон стоимости в среднем составит от 4 до 40 рублей за «квадрат» в месяц. Эта сумма распределяется на управляющую компанию, поставщика цифровых услуг, поставщиков программного обеспечения и др.
А вот вторичный рынок жилья — более сложный случай для установки цифровых сервисов, так как их стоимость нельзя включить в цену метра. Разовый платеж может составить 30-50 тыс. рублей с квартиры, а ежемесячные платежи на первом этапе внедрения «цифры» увеличатся. Жители должны согласовать оплату установки оборудования и «софта» на общем собрании собственников, при этом у всех разное финансовое состояние и потребности. В целом, по оценкам экспертов, к 2030 году примерно 15% существующего жилого фонда страны может быть оснащено минимальным набором цифровых сервисов для эксплуатации. Обойдется это примерно в 400 рублей за «квадрат». Здесь, к слову, есть возможность для развития и новой ниши банковских услуг — можно предложить рассрочку первоначального платежа, то есть включить его в регулярный сервисный платеж — при пяти-семи годах условного «займа» это будет 800-1000 рублей с квартиры в месяц.
Более перспективным рыночным сегментом специалисты «Лаборатории цифровизации жилья» считают оперирование, то есть оказание цифровых услуг жителям как в части управления и эксплуатации дома, так и дополнительных. Например, решение об использовании минимального набора услуг собственники принимают на общем собрании, и в дальнейшем эти услуги предоставляются всем жителям дома, а их стоимость включается в ежемесячные платежи. Это, скажем, системы контроля доступа (шлагбаум, IP-домофон), камеры на фасаде, на лестничных клетках, в подъезде, лифте, приборы автоматического учета ресурсов. Помимо них жители могут доплачивать за дополнительные услуги — например, за то, что у них будет не просто пропуск на парковку через приложение, а распознавание номеров машин, не только доступ в здание через смартфон, но и автоматический вызов лифта с отправлением на нужный этаж. Пока такие сервисы присутствуют примерно в 10% строящегося (100 млн «квадратов») сейчас в России жилья.
Кстати:
Наибольшее количество девелоперских проектов в Московском регионе, в которых присутствуют цифровые сервисы, относятся к классу «комфорт». Их доля составляет 42%. К такому выводу пришли исследователи из IT-компании «Юникорн» и портала ЕРЗ.РФ, проанализировавшие данные о вводе жилья в столице и области. На втором месте «цифрового рейтинга» разместились проекты категории «бизнес» — 32%. Третьим по количеству «умных» ЖК стал класс «стандарт» — 18%, а «элит» оказался самым малочисленным с показателем 8%.
Номер публикации: №45 25.11.2022