Переосмысление бетона: специалисты обсудили инновационные решения в дорожном строительстве

Переосмысление бетона: специалисты обсудили инновационные решения в дорожном строительстве

Переосмысление бетона: специалисты обсудили инновационные решения в дорожном строительстве Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Организаторы XI Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог» в лице Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Ассоциации бетонных дорог и СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и ГК «Автодор» давно ушли от практики, когда из года в год звучали почти те же доклады, что и прежде. Меняется и тональность самих выступлений: от лозунга «строить больше бетонных дорог» участники конференции перешли к идее продвижения бетона не как альтернативы асфальту, а гармоничного сочетания этих двух материалов.

Постоянного модератора конференции — д. т. н., профессора Виктора Ушакова, завкафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, президента НО «Ассоциация бетонных дорог» — недаром считают одним из самых авторитетных специалистов по применению бетонов в дорожном строительстве. Его авторитет позволил привлечь к участию в мероприятии многих ведущих специалистов и ответственных лиц, среди которых директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Антон Козлов, заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий Росавтодора Георгий Гончаров, заместитель директора Департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин, генеральный директор СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский, депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен и другие руководители транспортного комплекса, представители органов власти, эксперты.

Стандарты НОСТРОЙ

Не секрет, что власти уделяют повышенное внимание строительству транспортной инфраструктуры России, справедливо полагая, что от этого во многом зависит экономическое развитие всей страны. Именно это отметил в своем выступлении Леонид Хвоинский: «Мы давно говорим, что для строительства качественных безопасных дорог следует разработать Методику оценки эффективности строительства, реконструкции, капремонта автомобильных дорог. Это позволит более эффективно использовать выделенные ресурсы и в конечном итоге получать более качественные и надежные трассы». Он также остановился на вкладе «СОЮЗДОРСТРОЙ» в дорожное строительство через выработку стандартов отрасли. В частности, в прошлом году была продолжена работа по рассмотрению и внесению дополнений в области строительства автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов путем разработки видеоприложений, в которых отражаются основные процессы выполнения работ. Специалисты предприятия разработали 53 стандарта в области строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов. Проведена также актуализация одного стандарта организации. Все эти стандарты приняты к исполнению решениями общих собраний членов СРО, а также решениями Совета «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Далее, ссылаясь на опыт КНР, где, по словам Леонида Хвоинского, конструкции автомобильных дорог на 80% возводятся с применением бетона, наши дорожники попросили коллег поделиться стандартами в части строительства бетонных дорог. «Мы хотим посмотреть, что полезного мы можем взять из дорожных технологий Китая», — подчеркнул глава СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Кстати, усилия специалистов СРО по выработке стандартов дорожного строительства получили высокую оценку представителя ГК «Автодор» Сергея Ильина, отметившего, что все эти стандарты рабочие и активно используются в госкомпании.

Наука о дорогах

Виктор Ушаков, предоставляя слово проректору по научной работе СибАДИ (Омск) Виктории Кузнецовой, подчеркнул, что 2025 год является особым, поскольку исполняется 95 лет автодорожному образованию в России: в 1930 году в СССР впервые было учреждено три автодорожных вуза — в Москве, Омске и Саратове. По словам представителя СибАДИ, вузовская наука вносит большой вклад в развитие технологий дорожного строительства и научного сопровождения возводимой транспортной инфраструктуры. Этим же целям будет посвящен форум, который планируется провести осенью в Омске. Он приурочен к 95-летию автодорожного образования.

Другой представитель вузовского сообщества, проректор по научно-исследовательской деятельности КГАСУ Евгений Вдовин, выступавший с докладом «Строительство и мониторинг состояния дорожных одежд с основаниями на комплексно-модифицированных укрепленных грунтах», отметил, что Казанский архитектурно-строительный университет идет по пути создания научно-образовательных центров по каждому из направлений подготовки студентов. На открытии двух последних — НОЦ «Геодезия» и НОЦ «Цифровые дороги» — присутствовали министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин и глава Татарстана Рустам Минниханов.

В обучении студентов КГАСУ применяются нейронные сети и искусственный интеллект — как правило, при создании информационных моделей дорог. Кстати, ИИ активно используется и для решения задач по основной теме доклада Евгения Вдовина — разработка эффективных материалов, технологий и конструкций дорожных одежд с применением местных укрепленных минеральных материалов и отходов промышленности.

Это направление исследований в университете направлено на увеличение объемов строительства автомобильных дорог с применением местной минерально-сырьевой базы, отходов деятельности промышленности, продление сроков службы дорожных конструкций.

В силу того, что грунты в Республике Татарстан имеют сложный состав, большинство из них невозможно просто укреплять минеральными вяжущими, они требуют дополнительной обработки. Поэтому работа с ними и носит комплексный характер. В этой работе казанские ученые и специалисты предлагают новые идеи и технологии. Так, здесь уже на лабораторной стадии научились укреплять и комплексно модифицировать некоторые типы глин, ранее считавшиеся практически безнадежными с точки зрения использования в конструкциях дорожных одежд.

Иностранный опыт

С большим интересом было воспринято выступление заместителя правления АО «НК «КазАвтоЖол» (Казахстан) Дархана Саканова, представившего доклад «Продление сроков службы цементобетонных дорожных покрытий за счет эффективного ремонта и содержания». Кстати, в Казахстане в настоящее время реализуется программа строительства около 500 км дорог с цементобетонным покрытием.

Там планируется увеличение в ближайшее время транзитного потока автотранспорта в десять раз. Это рассматривается в рамках развития китайской инициативы «Один пояс — один путь», в которой транспортировке грузов по транзитному коридору Запад—Восток придается приоритетное значение. В проекте участвуют как Казахстан, так и Россия, которой тоже следует готовиться к кратному увеличению транзитных перевозок по своей территории.

В связи с этим в Казахстане подготовлено более десятка инфраструктурных проектов, в ходе реализации которых планируется построить новые и капитально отремонтировать имеющиеся автомагистрали — общим объемом около четырех тысяч километров. В рамках дорожного строительства в Казахстане, кстати, уже построено более полутора тысяч километров дорог с цементобетонным покрытием. И поскольку строительству бетонных дорог в этой стране уделяется очень большое внимание, там сейчас введен жесткий мониторинг деятельности предприятий цементной отрасли, устанавливаются новые повышенные требования к продукции бетонных заводов.

С большим интересом был воспринят доклад заместителя начальника отдела испытаний БелдорНИИ (Белоруссия) Виктора Артимовича «Дисперсно-армированные бетоны для защитных слоев мостового полотна». По словам докладчика, в настоящее время в стране в эксплуатации находятся 6,5 тыс. мостов и мостовых сооружений, и около 4,5 тыс. из них имеют серьезные дефекты и требуют ремонта. При этом в большинстве случаев дефекты — это нарушение целостности гидроизолирующего слоя и швов. Несмотря на жесткие ограничения по объему используемых средств для обработки дорог в зимнее время, из-за усиленной добычи и ненадлежащей транспортировки калийной соли мосты «сыплются» во много раз быстрее.

Защита мостовых сооружений в Белоруссии осуществляется в основном за счет наклейки гидроизоляции с защитным слоем. Как показала практика, такой защиты недостаточно.

Для укрепления мостов специалистами БелдорНИИ было предложено дисперсное армирование гидроизоляции. Для этого была использована специально обработанная металлическая фибра. Эта технология показала хорошие результаты — никаких дефектов и разрушения гидроизоляции отмечено не было.