Новый старый знакомый: для сборного железобетона могут настать лучшие времена

Новый старый знакомый: для сборного железобетона могут настать лучшие времена

Новый старый знакомый: для сборного железобетона могут настать лучшие времена Shutterstock/FOTODOM
Пока одни специалисты спорят, какой каркас эффективнее применять в современном строительстве — монолитный или стальной, — другие напоминают о незаслуженно забытых возможностях сборного железобетона. В стане «других» — главный конструктор системы рамно-связевого каркаса с диафрагмами (РКД) Восточно-Сибирского конструкторского бюро по архитектурно-строительным системам и новым технологиям Олег ФОТИН.

Олег Фотин.jpg

Олег Валентинович, сборный железобетон уже сыграл свое соло в истории советского массового строительства… Стоит ли пытаться второй раз войти в ту же реку?

Не только надо пытаться, эту технологию нужно срочно сделать одним из приоритетов массового строительства в России. Применение сборного железобетона в последние годы является, как это модно сейчас говорить, мировым трендом. Например, в странах Скандинавии объекты массового строительства на 90% возводятся из этого материала.

Одной из причин торможения реновации в Москве является нежелание жителей переезжать в новое жилье. «Хрущевки», над которыми кто только ни издевался, оказались сегодня довольно в приличном состоянии и держатся лучше, чем новые постройки. Планировочные решения существующей застройки гораздо комфортнее и больше приспособлены для проживания. Вся окружающая инфраструктура имеется и работает стабильно не одно десятилетие. А что сегодня? Квартиры-студии, некоторые из-за малых жилых площадей при их высокой стоимости мало пригодны для нормального проживания, невысокое качество строительства, ежедневные пробки при выезде из «человейников», минимальные придомовые территории, массовые парковки возле домов и т. д.

Еще напомню, что в «Стратегии развития строительной отрасли и жилищнокоммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» одним из целевых показателей является сокращение продолжительности строительного цикла не менее чем на 30% и увеличение доли индустриального домостроения к 2035 году до 75%.

Не случайно сейчас все больше внимания уделяется префаб-технологиям при строительстве. А сборный железобетон — тот самый «префаб», и его потенциал далеко не исчерпан.

А сможет ли современное поколение проектировщиков планировать объекты из сборного железобетона?

Думаю, мало кто помнит и знает эту работу. В СССР техническая основа данного вида строительства разрабатывалась всего лишь несколькими специализированными институтами. Ими выпускались типовые серии строительных конструкций, изделий, монтажных узлов и общих требований к применению в проектировании, изготовлению, строительству и эксплуатации для всей страны. А уже потом сотнями проектных институтов на этой базе проектировались здания и сооружения, многочисленными домостроительными комбинатами и заводами ЖБИ изготавливались конструкции и изделия, и огромным количеством строителей возводились города, промышленные объекты по всей стране. Сегодня описанная система не действует, но это поправимо.

Что вы предлагаете сделать?

На первом этапе необходимо разработать в каждом регионе техническую документацию, включающую в себя общую пояснительную записку и общие требования к конструкциям, альбомы монтажных узлов и сборных железобетонных изделий.

То есть создать единую региональную систему технической документации, которая может быть использована любыми проектировщиками, производителями сборного железобетона и непосредственно строителями. Она должна быть доступна для общего применения при проектировании и строительстве любых объектов. Общая часть, альбомы изделий и узлов при необходимости будут дополняться единым ответственным разработчиком.

Не потребуется на каждый объект разрабатывать новую документацию изделий и узлов…

Совершенно верно. Заметно сократится время на проектирование, экспертизу, изготовление конструкций, строительство. Особое значение применение сборного железобетона приобретает для строительства в отдаленных районах, где недостаточно развита строительная инфраструктура.

Сейчас основной объем применения сборного железобетона приходится на строительство жилых зданий так называемого КПД (крупнопанельного домостроения). Школы, детские сады, торговые, офисные и другие многоэтажные здания возводятся в монолитном исполнении. Каркасные здания из сборного железобетона практически не применяются. В данном направлении имеется большой потенциал при реализации любых социальных и коммерческих проектов.

Для решения таких задач разработана система РКД — рамно-связевый каркас с диафрагмами.

Расскажите о ней подробнее.

Важно, что система РКД предназначена в том числе для сейсмически опасных районов (до 9 баллов включительно). Она применима в строительстве малои многоэтажных жилых домов, школ, детских садов, торговых центров и других общественных и вспомогательных зданий, промышленных предприятий, многоэтажных паркингов и т. п. В конструкциях системы предусмотрено устройство зальных помещений на верхних этажах многоэтажных зданий. Пролеты зальных помещений допускается выполнять до 18 метров.

Несущими элементами каркаса являются многоэтажные колонны, ригели, диафрагмы жесткости и многопустотные плиты перекрытия безопалубочного формования. В качестве стеновых ограждающих конструкций могут применяться самонесущие и ненесущие трехслойные стеновые панели или любые фасадные системы и материалы.

Колонны по высоте изготавливаются одно-, двухи трехэтажными. В уровне перекрытий колонны имеют разрывы для пропуска арматуры верхней зоны узла «колонна-ригель» и опорные элементы для монтажа ригелей.

Ригели без предварительного напряжения арматуры имеют переменное поперечное сечение с двумя или одной боковыми полками для монтажа плит перекрытия, диафрагмы изготавливаются с полками по форме полок ригелей также для монтажа плит перекрытия.

Многопустотные плиты перекрытия — сборные железобетонные, предварительно напряженные.

Остальные сборные железобетонные конструкции — лестничные марши, вентблоки, балконные плиты, перегородки и т. п. — изготавливаются по традиционным конструктивным решениям.

Слабое место сборного железобетона — ограниченное заданной номенклатурой индустриальных элементов «поле для архитектурного творчества».

Да, раньше это несколько сдерживало творческий «полет» архитекторов. У сегодняшнего сборного железобетона такой недостаток отсутствует: современное технологическое оборудование позволяет производить сборные железобетонные изделия любой заданной длины, высоты и конфигурации. Зато есть немало плюсов.

Важное преимущество системы РКД перед всеми сборно-монолитными системами каркасных зданий — отсутствие большого количества инвентарной поддерживающей опалубки при монтаже конструкций перекрытия, простота и универсальность решений. Рабочих на площадке требуется меньше, и наконец, повышается качество строительства, ведь изготовление железобетонных конструкций осуществляется в заводских условиях.

Давайте уточним: если можно производить изделия любой заданной длины, высоты и конфигурации — должно быть и множество проектных решений. То есть проектировщикам придется потрудиться, типовыми зданиями тут не отделаешься.

Смотрите, первоначально разрабатывается полный комплект альбомов системы РКД для проектирования конструкторских чертежей на стадии «Рабочая документация» какого-то конкретного многоэтажного здания, например, жилого дома. Комплект альбомов системы РКД становится отдельной базой и инструментом для дальнейшей работы проектировщиков, производителей железобетонных конструкций и изделий, строителей. Важно, что для проектирования и строительства следующего здания не потребуется разработка монтажных узлов, рабочих чертежей сборных конструкций и изделий, технологии строительства.

В то же время, в процессе проектирования любого следующего здания после инженерных расчетов может, например, измениться основное армирование, могут появиться дополнительные закладные изделия, модифицироваться параметры конструкций.

В этом случае в уже готовые альбомы системы РКД добавляются новые конструкции, соответствующие общим требованиям системы и технологии ее применения. Таким образом, постепенно расширяются номенклатура изделий, возможности и области применения системы — она развивается! При этом проектировщики, строители, производители конструкций и изделий работают в едином, понятном всем техническом и технологическом поле.

Кто заинтересован во внедрении системы РКД?

В первую очередь, производители сборных железобетонных конструкций и компании с полным циклом строительства. Но в целом система имеет вполне объективные преимущества, что существенно расширяет потенциальный перечень «заинтересантов». Любой желающий внедрить систему фактически может адаптировать ее «под себя», учитывая местные природно-климатические условия, возможности технологической оснастки, строительного комплекса в целом и другие факторы. Так или иначе, по нашим расчетам, внедрение системы РКД по сравнению с монолитным строительством позволяет снизить стоимость строительства на 20%, сократить сроки строительства более чем в два раза, снизить расход арматуры минимум на 20% и расход бетона — минимум на 30%.

Надо понимать, что система РКД кроме конструкторской документации предусматривает разработку технологии монтажа зданий, монтажной оснастки и приспособлений. После «обкатки» конструкторских, технических, технологических, логистических, сметных, бухгалтерских и других инженерных задач система РКД как совокупность единых взаимосвязанных решений заработает в полную силу, помогая проектировщикам и строителям решать обозначенные в начале нашего разговора задачи стратегического развития.