Как цифровизация изменила рынок жилья и чего ждать дальше

Как цифровизация изменила рынок жилья и чего ждать дальше

Как цифровизация изменила рынок жилья и чего ждать дальше Shutterstock/FOTODOM

Мировой переход в цифровое пространство стремительно меняет все сферы жизни. Россия в этом процессе — не просто участник, а во многом лидер: по темпам цифровизации госуслуг и бизнеса мы опережаем ряд развитых стран. Как эта трансформация коснулась рынка недвижимости, где каждая сделка — это не просто подпись, а десятки документов и рисков? Будем ли мы когда-нибудь покупать жилье, как сейчас еду — в мобильном приложении? Об этом «Стройгазете» рассказала коммерческий директор экосистемы недвижимости М2 Наталья Лукина.

NAT_9987.jpg

Рынок жилья долго оставался в стороне от цифровизации из-за своей консервативности. Основное развитие цифровых решений в недвижимости — PropTech-технологий — произошло не так давно. Буквально 10–15 лет назад невозможно было представить покупку квартиры или оформление ипотеки удаленно, с экрана телефона. Способствовали этому повсеместное внедрение IT-решений, а также рост цифровой грамотности населения.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня количество россиян с базовым уровнем пользовательских знаний составляет 66%, то есть уже 2/3 жителей страны. Согласно опросам, лучше всего развиты навыки работы с информацией в интернете, а также знания о том, какие типы файлов для каких видов информации используются. Хуже всего пока обстоят дела с настройками программного обеспечения, совместной работой над документами и пониманием основ безопасности персональных данных.

Какова ситуация в сфере недвижимости? Например, доля тех, кто провел сделку через цифровую платформу увеличилась за 2024 год с 22% в до 25%. В начале прошлого года рассматривали такой формат только 11% всех планирующих операции с недвижимостью, к концу года эта доля достигла 19%. При этом рост популярности PropTech-решений не привел к снижению роли риелторов, а напротив — расширил их функционал и повысил требования к их квалификации. Если в 2020 году риелторы участвовали в 77% сделок в России, то к 2025 году показатель составил 85%.

Государство, в свою очередь, объявило «Цифровую трансформацию» одной из национальных целей, а в сфере недвижимости постепенно переводит операции в удаленный формат. Так, с марта 2025 года сделки между юридическими лицами регистрируются только в электронном виде — подача документов в Росреестр на бумажных носителях теперь невозможна.

Процесс развития PropTech-решений ускоряют и макроэкономические факторы. Высокая ключевая ставка привела к удорожанию ипотеки и снижению доступности жилья. В результате выросло число альтернативных сделок, с цепочками участников и повышенными юридическими рисками. Это вызов для профи рынка: как никогда требуется упрощение операций с недвижимостью, а также их прозрачность и безопасность.

2025 год показал, что, несмотря на сдерживающие факторы, люди все равно покупают жилье, в основном для повышения качества жизни. Но отношение к проведению сделки изменилось: активное развитие получили альтернативные сделки.

Эксперты отмечают рост межрегиональных сделок, когда продавец и покупатель находятся в разных регионах. Сегодня уже каждая третья сделка через нашу платформу является межрегиональной. Ранее для ее проведения приходилось тратить много времени, сил и денег, но сейчас этот процесс почти не отличить от стандартного благодаря цифровым решениям. В большинстве случаев люди покупают недвижимость в другом регионе в инвестиционных целях — примерно 40%, каждый пятый приобретает жилье для детей или других членов семьи и в 10% случаев — чтобы быть ближе к родным.

В практике уже есть случаи с участием до 30 продавцов и покупателей одновременно. Цифровизация в этом смысле позволяет платформе проводить даже самые сложные операции с жильем, в том числе можно проводить сделки без личного присутствия участников и визитов в МФЦ в подавляющем большинстве ситуаций.

Для риелторов цифровые сделки стали необходимым элементом профессиональной гигиены. Помимо удобства, они помогают выстроить прозрачный и защищенный клиентский путь. Дальнейшие тренды в этом направлении мы связываем в цифровизацией поиска клиентов, повышением инфомационной и финансовой безопасности. Этому способствуют интеграции коммерческих решений с государственными сервисами, такими как «Цифровой профиль гражданина» и «Госключ».

В дальнейшем мы ожидаем еще большее развитие PropTech-решений и переход к бесшовному клиентскому пути в рамках сделки с жильем — от подбора объекта до регистрации в Росреестре.