Готовые решения, индивидуальные разработки: как продвигается цифровизация в девелопменте

Готовые решения, индивидуальные разработки: как продвигается цифровизация в девелопменте

Готовые решения, индивидуальные разработки: как продвигается цифровизация в девелопменте Shutterstock/FOTODOM

Дмитрий ОТВЕТЧИКОВ, совладелец и управляющий партнер компании «ИдаПроджект»:

Дмитрий ОТВЕТЧИКОВ.png

Цифровизацию в девелопменте сопровождает множество вызовов, с которыми компании сталкиваются на каждом шагу. Во-первых, нужно решить, что выбрать: готовые решения или разработку собственных, что может потребовать немалых ресурсов. Во-вторых, многие девелоперы оказываются в ловушке лоскутной цифровизации, когда используют множество разрозненных сервисов, что затрудняет интеграцию и управление данными.

Что такое цифровизация?

Цифровизация — это процесс внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы для их оптимизации и получения дополнительной выгоды. Девелоперы часто начинают с маркетинга, так как онлайн-продвижение становится более эффективным, чем офлайн. Однако, по нашим данным, уровень цифровизации среди застройщиков остается низким, и лишь немногие полностью закрывают все этапы продажи недвижимости с помощью цифровых сервисов.

Лоскутная же цифровизация — это хранение своих данных в бесконечном количестве сервисов, которые изначально не являются единой экосистемой.

Обычно это происходит таким образом: мы знаем, что другой девелопер уже использует какой-то сервис, и решаем внедрить его у себя для повышения эффективности. Сервисов для разных этапов продажи становится больше с каждым днем — и многие по итогам презентации выглядят буквально как недостающее звено именно вашего бизнеса. Однако это бывает обманчиво: часто при выборе модели цифровизации идут не от своей изначальной задачи, а от продукта, который готов ее решить. Рассмотрим, что происходит в сфере использования готовых решений прямо сейчас.

Сколько стоит собственное решение с нуля до конкурентоспособного продукта?

Любой логически продуманный цифровой сервис называется SaaS (software as a service). Рынок SaaS динамичен, и его доля растет. Смотрим на текущее положение: в части, например, этапа продаж в каждой нише есть минимум 3-5 готовых решений, закрывающих потребности и пригодных для внедрения. Мы начинаем выбирать из этих решений — далеко не все на старте или этапе запуска, допустим, агентских продаж, готовы к полноценной разработке внутренних продуктов под свои цели.

По оценке Сбера, цифровизация застройщика с нуля до полноценного продукта может обойтись в 200 млн рублей, но не гарантирует роста прибыли или известности.

Что не так с готовыми сервисами

При использовании готовых сервисов основные опасения связаны с безопасностью данных. Чтобы обеспечить конфиденциальность, доверяя данные сервису, важно при его выборе быть дотошным: уточнить все стандарты безопасности, которыми руководствуется сервис, а также стараться выстраивать инфраструктуру таким образом, чтобы сервис получал минимально возможное количество данных.

При выборе «сервис» vs «свой софт» вопрос безопасности один из самых критичных: доверяясь разработчикам другого решения, вы едва ли можете на что-то повлиять. Однако среди SaaS существует достаточное количество добросовестных и проверенных сервисов для разных сфер деятельности — от маркетинга до бухгалтерии.

Долгосрочные перспективы

Готовые сервисы могут не развиваться в соответствии с вашими потребностями. Если функционал станет недостаточным, вам придется искать новое решение. Важно учитывать, что сервисы имеют свои пути развития и не всегда могут удовлетворить индивидуальные запросы.

Риски отключения сервисов и трудности с оплатой

Никто не был готов к тому, как это началось, никто к этому не готов до конца и в текущий момент. К сожалению, санкции могут коснуться кого угодно и когда угодно, независимо от вводных. Так, рынок покинули не только зарубежные сервисы, но и многие продукты с российскими корнями — просто на всякий случай. Одни уходили аккуратно и красиво, давая возможность использования и время на миграцию из системы, а другие не церемонились с прощаниями, закрывая доступ или даже удаляя пользовательские аккаунты со всеми накопленными данными.

Совет здесь простой: если выстраивать лоскутную цифровизацию и помещать туда бизнес-процессы компании, то ПО стоит брать либо российское, либо свободно распространяемое, которое не входит в поле санкционной политики.

Что касается оплаты, при выборе готового сервиса компании ожидают четкой тарифной сетки и простоты в процессе оплаты, чтобы избежать вопросов со стороны других подразделений. Основная цель — обеспечить стабильный доступ к необходимому функционалу. Однако на практике могут возникнуть различные сценарии: существует риск столкнуться с бюрократическими процессами, которые могут привести к дополнительным задачам.

Ускорение процессов с помощью сервисов

Готовые сервисы рассматриваются как быстрое и оптимизированное решение. Ожидается, что они будут легко интегрироваться в существующую инфраструктуру и взаимодействовать с другими используемыми продуктами, обеспечивая необходимую функциональность. Некоторые сервисы действительно не требуют сложного внедрения и могут быть доступны сразу после регистрации. Однако большинство из них все же предусматривает интеграцию, которая не всегда предусмотрена или удается с первого раза.

Подытожим

«Изобретать велосипед» и разрабатывать собственную экосистему стоит лишь в случае, если существующие сервисы не удовлетворяют вашим запросам и критериям. Делать свой софт, только чтобы избежать повторения за конкурентами, ресурсозатратно и не очень резонно.

Сервисы нужно тестировать и примерять на себя перед внедрением: часть программной начинки, удобной другому девелоперу, может оказаться для вас неактуальной или неудобной.

Лоскутная цифровизация и интеграция множества сервисов друг с другом — это отдельный фронт работ, на который нужно выделить время, бюджет и человекоресурс. Мы часто упускаем из вида этот факт в порыве стремления оптимизировать все, до чего дотянемся.

Справочно:

«ИдаПроджект» — российская компания — proptech-разработчик, работающая с 64% крупнейших компаний в недвижимости из топ-100 ЕРЗ.