Эффект без дефекта: о новых возможностях и перспективах цементобетона в дорожном строительстве

Эффект без дефекта: о новых возможностях и перспективах цементобетона в дорожном строительстве

Эффект без дефекта: о новых возможностях и перспективах цементобетона в дорожном строительстве Shutterstock/FOTODOM
На состоявшейся в Новосибирске конференции «Цементобетон и минеральные вяжущие. Новые возможности и перспективы для дорожного строительства» особое внимание уделили вопросам масштабного применения бетона в строительстве дорог.

Мероприятие было организовано Ассоциацией бетонных дорог (АБД) при поддержке Федерального дорожного агентства и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. С приветственными словами к участникам конференции обратились начальник Управления научнотехнических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства (ФДА) Сергей Гошовец, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин и заместитель директора департамента проектирования технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин.

Сергей Гошовец в своем выступлении отметил, что конференция посвящена в первую очередь долговечности автомобильных дорог: «Инновационный вектор развития Федерального дорожного агентства определен Стратегией развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на 2021-2025 годы, в которой отражены в том числе исследования в области цементобетона: совершенствование и оптимизация проектных решений и методов контроля испытаний цементобетона, повышения долговечности конструкций с применением минеральных вяжущих. На 2022 год запланированы масштабное обновление нормативных документов и разработка Предварительного национального стандарта ПНСТ «Проектирование жестких дорожных одежд».

Игорь Старыгин как председатель Общественного совета при ФДА рассказал, что для регионов крайне важно внедрять современные технологии и новые подходы к проектированию, строительству и ремонту дорожных одежд, которые смогут увеличить сроки их службы. Все эти задачи дорожной отрасли обозначены в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

«Сегодня в ряде регионов развивается практика внедрения технологий с применением цементобетона и минеральных вяжущих при строительстве автомобильных дорог. Нужно, чтобы таких проектов становилось больше, — подчеркнул Игорь Старыгин. — Для этого необходимо предоставлять технико-экономическое сравнение вариантов конструкций дорожных одежд не только с единовременными затратами на строительство, но также с учетом жизненного цикла автомобильных дорог».

Сергей Ильин рассказал, что цементобетонные покрытия, минеральные вяжущие — это набор тех технологий, которые сегодня уже применяются на различных объектах ГК «Автодор». Он подчеркнул, что строить дороги из цементобетона крайне важно по причине их долговечности: «Так, в рамках проектирования скоростной трассы М-12 «Казань — Екатеринбург» принято решение о строительстве 20 км участка из цементобетона».

Одними из ключевых тем обсуждения стали вопросы по внедрению современных технологий строительства с применением минеральных вяжущих и цементобетона, лучших практик, технологий и решений в области дорожного хозяйства для эффективной реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и достижения нормативных сроков службы автомобильных дорог, а также по разработке нормативной документации и особенностям подбора составов.

Президент Ассоциации бетонных дорог профессор Виктор Ушаков в своем докладе об обеспечении нормативных сроков службы автомобильных дорог подчеркнул, что «за 30 лет нагрузка на дорожную одежду возросла в 4 раза, за последнее десятилетие количество транспортных средств увеличилось на 15 млн, а за 20 лет изменился состав транспортных потоков — с 5-6% до 11-12% тяжелых транспортных средств».

Не учитывать этого при проектировании, строительстве и эксплуатации автодорог нельзя. Низкие фактические сроки службы дорожных одежд и покрытий и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты — одна из проблем российской дорожной отрасли на сегодняшний день.

«Как показывает отечественный и мировой опыт, широкое применение при строительстве и реконструкции дорог минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд позволяет в значительной мере увеличить межремонтные сроки эксплуатации и сократить затраты на ремонт и содержание дорог, — подчеркнул Виктор Ушаков. — Экономические расчеты показывают, что в настоящее время стоимость строительства дорожных одежд с цементобетонными покрытиями ниже в среднем на 25-30% по сравнению со стоимостью строительства дорожных одежд с применением асфальтобетона на полимернобитумном вяжущем. В то же время срок службы цементобетонных покрытий минимум в два раза выше, а эксплуатационные расходы значительно ниже и в первые 12 лет эксплуатации приближаются к нулю».

По мнению президента АБД, для широкого применения в России цементобетона в основаниях и покрытиях дорог есть все условия. Сегодня разработаны и внедрены в мировую практику новые технологии строительства цементобетонных покрытий, предполагающие полную механизацию и автоматизацию основных процессов по укладке и уплотнению бетонных смесей, отделке поверхности бетона, уходу за бетоном и устройству деформационных швов. Также создано новое поколение бетонов повышенной прочности и долговечности, и самое главное — сегодня в России отсутствует дефицит качественных цементов, модернизированные цементные заводы расположены практически во всех регионах страны.

Заместитель заведующего лабораторией ФАУ «Росдорнии» Сергей Беспалов в своем докладе рассказал об основных технических требованиях к бетонам для покрытий и оснований автомобильных дорог, а также поделился опытом исследований по подбору составов бетонов, проводившихся в лаборатории института для достижения целевых свойств, в первую очередь, повышенной стойкости цементобетона к истиранию шипованными шинами.

Представитель «Росдорнии» отметил, что существующая система нормативно-технической документации в области бетонов имеет ряд недостатков для ее применения при устройстве жестких дорожных одежд. Так, некоторые из применяемых стандартов не гармонизированы с требованиями ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Кроме этого, действующие нормативно-технические документы, разработанные в основном для использования их в промышленном и гражданском строительстве, не в полной мере учитывают особенности устройства конструктивных слоев дорожных одежд.

Для решения указанных задач, а также расширения возможности применения бетонов в конструктивных слоях дорожных одежд в 2021 году был введен в действие комплекс национальных стандартов, устанавливающих технические требования к бетонным смесям, а также методам их испытаний и правилам подбора состава: ГОСТ Р 593002021, ГОСТ Р 59301-2021, ГОСТ Р 593022021. В настоящее время на завершающей стадии находится разработка еще трех стандартов, в которых будут определены технические требования к бетонам, их методам испытаний, а также установлены требования к процессу производства работ по устройству слоев оснований и покрытий автодорог из бетона. Работы в этом направлении должны завершиться уже в текущем году.

Shutterstock/FOTODOM

Представитель ООО «Холсим (Рус) СМ» Анна Ружицкая доложила о применении минеральных и комплексных вяжущих при строительстве и ремонте автодорог: «Для достижения целей в дорожном строительстве могут и должны применяться высокоэффективные технологии: для строительства и реконструкции дорог — устройство цементобетонных покрытий/оснований, стабилизация и укрепление грунтов; для ремонта дорог — холодная регенерация; для строительства и ремонта искусственных сооружений — сверхпрочные фибробетоны».

«Для выполнения поручений, закрепленных в нацпроекте БКД и пятилетнем плане дорожного строительства 2023-2027 (утвержден распоряжением правительства РФ от 20 июня 2022 года №1601-р), обеспечение требований по увеличению межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог (постановление правительства РФ от 30 мая 2017 года №658), а также в целом смещение фокуса с ремонта текущей автодорожной сети на строительство новых автомобильных дорог, необходимо активное внедрение и применение современных инновационных технологий, обеспечивающих технико-экономическую эффективность и экологичность на протяжении всего жизненного цикла дорог», — резюмировала Анна Ружицкая.

Региональный директор компании ГОМАКО Алексей Пономарев отметил, что во многих странах с развитой дорожной сетью на практике доказаны преимущества цементобетонных покрытий. Это подтверждают данные анализа стоимости жизненного цикла, на основании которых и отдается предпочтение цементобетону как самому долговечному материалу в дорожном строительстве, обеспечивающему при этом и непревзойденное качество.

Подводя итоги конференции, президент АБД Виктор Ушаков акцентировал внимание ее участников на том, что сегодня цементобетонные покрытия и основания и широкое применение минеральных вяжущих должны найти свое место при строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог. Это позволит в значительной степени повысить несущую способность дорожных одежд, продлить сроки их службы.

«Если сегодня не закладывать в проектах и не применять современные конструкции дорожных одежд, то не будут обеспечены нормативные сроки службы дорожных одежд и покрытий. В России с ее огромным потенциалом и возможностями, поддержкой государства есть все предпосылки строить долговечные дороги со сроком службы не менее 30 лет, — подчеркнул Виктор Ушаков. — Мы не можем себе позволить строить дороги и каждые 2-3 года проводить ремонтные работы на них. Необходимо активнее внедрять современные конструкции и технологии».