«Летучка» профессионального сообщества прошла с участием первых лиц Минстроя России, Совета Федерации (СФ) РФ, Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), Союзов архитекторов и проектировщиков России. Предметом обсуждения стали острые темы, общие для всего стройкомплекса: регуляторная «гильотина», совершенствование отраслевого законодательства, цифровизация стройки, проблемы подготовки кадров, рост цен на стройматериалы и др. Особое внимание было уделено оценке роли саморегулирования в деловой жизни страны.
Приветствие главы Минстроя России Ирека Файзуллина участникам заседания зачитал его заместитель Сергей Музыченко. В своем обращении министр напомнил, что сегодня перед стройкомплексом стоят важные задачи по обеспечению россиян качественным доступным жильем, модернизации ЖКХ, социальной и транспортной инфраструктуры. А пути к достижению этих целей должна определить Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года, готовящаяся Минстроем в сотрудничестве с профессиональным сообществом в лице РСС, НОСТРОЙ, НОПРИЗ. «Эта работа должна быть доведена до успешного логического завершения», — подчеркнул Ирек Файзуллин.
Свое выступление Сергей Музыченко начал с итогов прошлого года, когда в стране был отмечен рекордный ввод жилья — сдано в эксплуатацию свыше 90 млн квадратных метров. Создан достаточный градостроительный задел, успешно реализовать который призвана административная, цифровая и профессиональная трансформация в рамках общей Стратегии развития стройотрасли.
По словам Сергея Музыченко, административная трансформация уже проявилась в создании (по 275-ФЗ) исчерпывающего перечня из 32 обязательных процедур в строительстве. «Больше согласований и документов со строителей никто требовать не вправе», — заявил он, добавив, что далее оптимизация будет продолжена, в том числе за счет перевода административных процедур в безбумажную цифровую форму. Эта работа, в свою очередь, является частью цифровой трансформации, которая подразумевает повсеместный переход к использованию технологий информационного моделирования (ТИМ).
Профессиональная трансформация призвана преодолеть дефицит рабочих и инженерно-технических кадров. С этой целью при Минстрое России создается специальный центр, который будет координировать эту работу.
Еще одно важное направление — реформа технического регулирования, ориентированная на стратегический переход от жесткого и избыточного «предписывающего» принципа нормирования к более гибкому «параметрическому». «При реализации параметрического нормирования нормируется только результат, а не пути его достижения», — пояснил нововведение Сергей Музыченко. К 2024 году на параметрический принцип должна быть переведена вся обязательная нормативная база.
Вместе с тем сенатор СФ РФ от Новосибирской области Владимир Городецкий указал на системные препятствия, мешающие развитию стройотрасли. Среди них — трудности при реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) и неоправданно большие ограничения строительства, связанные с установлением приаэродромных территорий (ПАТ).
Эти же проблемы озвучил и министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков. По его оценке, реализации механизма КРТ мешают почти непреодолимые сложности с включением в единые площадки КРТ земельных участков с объектами ИЖС, садовыми домами и жилыми домами блокированной застройки. А при сохранении существующих противоречивых и нечетких норм установления ПАТ в одной только Новосибирской области может оказаться заблокированным строительство более 1,3 млн «квадратов» жилья со всеми объектами социальной инфраструктуры на перспективных площадках.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил, что до конца февраля будет проведено большое совещание в режиме ВКС с участием представителей Минстроя, НОСТРОЙ и других заинтересованных структур, где планируется всесторонне обсудить проблемы внедрения КРТ, в том числе возможности реализации проектов КРТ по инициативе правообладателя.
Далее глава нацобъединения подробнее остановился на реформе ценообразования. Насущность этой реформы резко обострил взрывной рост цен на стройматериалы в течение последнего года. Антон Глушков привел характерный пример роста затрат на строительство типового детсада на 99 мест сметной стоимостью 220 млн рублей. Среднее увеличение стоимости его строительства за счет рыночного роста цен на ресурсы составило 12%. При расчетной норме прибыли в проекте 7% получается, что при выполнении работ по такому госбюджетному заказу подрядчик вместо прибыли получит убыток 4-5%.
Чтобы выправить ситуацию, Минстрой России в сотрудничестве с Главгосэкспертизой и НОСТРОЙ взялся за работу по увеличению сметных расценок, и она принесла определенные плоды: так, средний рост индексов на материалы за 2021 год составил 17%, причем новые индексы издавались с рекордной скоростью. Но для обеспечения нормативной прибыли подрядчиков в рамках контрактов по 44-ФЗ эта индексация оказалась недостаточной (в разных регионах — по-разному; например, Республике Алтай не хватило 10,4%, Омской области — 16%).
«2021-й стал годом перехода от общих индексов к индексам по статьям затрат», — напомнил Антон Глушков. К сожалению, не все российские регионы использовали эту возможность — 10 из 85 новую индексацию до сих пор не освоили. В частности, в Сибири на прогрессивную индексацию так и не перешли Кемеровская и Томская области, Республика Хакасия.
Зато президент НОСТРОЙ высоко оценил предварительные результаты работы по повышению (опять же из-за роста цен на ресурсы) фиксированной стоимости контрактов в рамках 44-ФЗ: уже более 1000 госконтрактов успешно прошли госэкспертизу, подтвердив повышение стоимости. Правда, пока финансирование соответствующих допсоглашений к госконтрактам остается на минимальном уровне: получение дополнительных средств из бюджетов разных уровней сопряжено с немалыми трудностями.
А вот ситуация с аналогичным повышением стоимости контрактов по капитальному ремонту многоквартирных домов (по 615-му постановлению правительства РФ) — хуже: рекомендации для региональных фондов капремонта подготовлены, но единой методики повышения пока нет. Общественный совет при Минстрое России продолжает работу над этим вопросом, который все больше обостряется: так, по итогам 10 месяцев минувшего года плановые показатели программ капремонта МКД в Сибирском федеральном округе были исполнены лишь на 65%.
Тему ценообразования дополнительно развил в своем выступлении заместитель директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн, рассказавший о проверках обоснованности увеличения цен на ресурсы, о выявленных причинах их взрывного роста. Причины оказались весьма разнообразными: от повышения цен на транспортные услуги до пересчета НДПИ.
Значительная часть выступлений была посвящена вопросу оценки эффективности института саморегулирования. По единодушному мнению участников заседания, за 12 лет своего существования система строительного саморегулирования уже доказала свою эффективность, успешно заменив устаревшее, содержащее высокие коррупционные риски лицензирование. Как подчеркнул президент НОПРИЗ Михаил Посохин, саморегулирование, не нуждаясь в бюджетном финансировании, выполняет компенсаторную функцию в случае причинения вреда или ненадлежащего исполнения обязательств, позволяет без привлечения дополнительных государственных денег совершенствовать сферы технического регулирования, ценообразования, внедрять цифровые технологии, способствовать подготовке и переподготовке кадров, поддерживать реализацию национальных проектов.
«Очень важно, что президент России в конце декабря все же подписал закон о независимой оценке квалификации», — отметил член правления РСС, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин, оценив этот шаг, в том числе, как проявление доверия руководства страны к системе СРО, которая должна сыграть ключевую роль в работе по проведению этой оценки.
Вице-президент РСС Анвар Шамузафаров убежден, что сегодня призывы вернуться от саморегулирования отрасли к ее гослицензированию равнозначны попыткам отказаться от рыночной экономики и вернуть советское прошлое. Но тогда, напомнил он, львиная доля жилищного строительства финансировалась государством, а сегодня 97% жилья финансируется покупателем — частником. «Перевод всего этого объема «на бюджет» повлечет необходимость изыскать в нем 5-6 трлн рублей дополнительных денег, а это нереально», — полагает Анвар Шамузафаров.
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ:
«Все мы — и РСС, и нацобъединения — будем и дальше обеспечивать коммуникацию между государством и предпринимательским сообществом. Но давайте искать новые направления деятельности, которые в силу изменений в законодательстве были бы полезны бизнесу. Мы открыты для диалога. Направляйте нам свои предложения, и мы постараемся с опорой на региональные СРО сделать работу максимально эффективной»
Кстати:
В рамках форума «Сибирь 2030. Строим будущее» состоялась также конференция по вопросам цифровизации, одним из ключевых спикеров которой стал руководитель лаборатории развития бизнеса международной компании PERI Андрей Яров, рассказавший о практическом использовании в строительстве цифровых практик и, в частности, об интеграции систем PERI в ТИМ. Данная технология помогает оцифровать управление строительными задачами, облегчает коммуникацию, формирует отчетность, повышает эффективность рабочего процесса. С помощью цифровых библиотек можно создать цифровые двойники зданий. А оперативное отслеживание поведения сенсоров для бетона с помощью системы PERI InSite Construction позволяет получать необходимую информацию о его состоянии в любое время. Визуализация данных, получаемых в реальном времени, исключает ситуации слишком раннего демонтажа опалубки и перегрузки конструкций.
Справочно:
Экспонентами «Сибирской строительной недели» стали около 200 компаний из России, Европы, Китая, Турции, Средней Азии — производителей и поставщиков материалов и оборудования, представителей строительных, проектных, изыскательских и инжиниринговых организаций. Общее число посетителей форума за четыре дня работы, по разным оценкам, составило 9-10 тысяч человек.
Номер публикации: №04 04.02.2022