«Начнем с того, что компенсационные фонды — важнейшая часть системы саморегулирования в строительстве. Поступления и списания денежных средств со специальных счетов банков, на которых размещены такие фонды, все чаще встречаются в практике саморегулируемых организаций и вызывают определенные вопросы.
Градостроительный кодекс РФ и специальный режим счета средств компенсационных фондов саморегулируемой организации определяют исчерпывающий перечень источников поступления средств и оснований для выплат. Законность операций четко контролируется Ростехнадзором и нацобъединением.
Изучив практику СРО, мы видим, что иногда судами выносятся решения о выплатах и средствах компенсационных фондов без упоминания, что это списание будет производиться со специального счета. На стадии исполнения такого судебного решения возникает правовая дилемма: де-факто выплату надо произвести из средств компенсационного фонда, но де-юре, исходя из вынесенного судебного решения без указания надлежащего источника выплаты, произвести такую выплату со специального счета проблематично: вопросы могут возникнуть как у банка, так и при проведении проверки — у Ростехнадзора.
Для предотвращения таких последствий саморегулируемым организациям рекомендуется проследить за включением упоминания специального счета в качестве источника выплат в текст судебного решения или за получением соответствующих письменных разъяснений от судебных приставов или банков в рамках исполнительного производства. У саморегулируемой организации есть три варианта получения такого документа: через заявление в арбитражный суд о разъяснении решения суда; через ходатайство к судебному приставу или банку о порядке списания денежных средств; через заявление в банк, где размещены средства компенсационного фонда, о добровольном перечислении средств по решению суда.
Отдельное внимание со стороны саморегулируемой организации требуется и тогда, когда происходит не списание средств компенсационного фонда, а их поступление, но не на специальный счет, а на расчетный счет СРО. Наиболее частым вариантом действий в этом случае является возврат денежных средств как ошибочно перечисленных. При этом важно, чтобы возврат осуществлялся на основании заявления плательщика о возврате. Учитывая определенный риск того, что плательщик, получив возврат, не внесет средства по верным реквизитам специального банковского счета СРО, эта организация на основании решения уполномоченного органа управления вправе обратиться в банк с заявлением о перечислении полученных денежных средств компенсационного фонда с расчетного счета на специальный банковский счет.
Законодательство РФ позволяет активное участие СРО в исполнительном производстве, в связи с чем саморегулируемым организациям рекомендуется проявлять инициативу в процессе взаимодействия с судами, банками, судебными приставами и взыскателями (должниками). Такая активность поможет снизить риски непоступления денег компенсационного фонда на специальный банковский счет, обеспечить прозрачность и контроль за движением средств и соблюдение законодательства.
Научно-консультативная комиссия считает необходимым отметить особый правовой статус компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств как гаранта исполнения обязательств, следующих из публичного интереса. При этом должен соблюдаться и баланс интересов самой СРО и ее членов, поскольку взыскание денежных средств компенсационного фонда с расчетного счета может привести к дефициту бюджета саморегулируемой организации и фактически будет являться нецелевым использованием ее денежных средств.
По результатам исследования проблем Научно-консультативная комиссия подготовила методические рекомендации, которые позволят активно и безопасно участвовать в исполнительном производстве, связанном с выплатами из средств компенсационных фондов. Документ рассматривает риски, связанные с поступлениями и списаниями денежных средств в ходе исполнительного производства с различных счетов саморегулируемой организации. Методические рекомендации размещены на сайте НОСТРОЙ в разделе документов Научно-консультативной комиссии».
Номер публикации: №20 31.05.2024