
В Совете Федерации недавно состоялось совещание по теме совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли. Его участники рассмотрели вопросы повышения эффективности отбора подрядчиков, финансовой ответственности саморегулируемых организаций (СРО) и их информационной открытости, контроля за соблюдением стандартов и шаги по совершенствованию госнадзора за стройкой. На мероприятии выступили сенаторы РФ, представители региональных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, отраслевые эксперты.
В своем вступительном слове модератор совещания, заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский подчеркнул, что механизмы саморегулирования в строительной сфере должны быть настроены на сокращение административных барьеров и прямого государственного контроля, а главная цель СРО заключается в том, чтобы допускать на рынок только квалифицированных участников, тем самым способствуя повышению качества строительных работ.
«Сегодня саморегулирование работает довольно эффективно, однако анализ правоприменительной практики выявил и ряд недостатков. Так, некоторые СРО не смогли сформировать действенные механизмы самоконтроля, что подтверждается наличием в их числе недобросовестных подрядчиков, деятельность которых не соответствует законодательным требованиям. Поэтому стоит задача очистить отрасль от таких организаций», — продолжил парламентарий и предложил обсудить законодательные инициативы, направленные на совершенствование системы саморегулирования.
Он напомнил, что ранее в парламент были внесены законопроекты, содержащие положения, согласно которым национальные объединения саморегулируемых организаций будут разрабатывать и утверждать общие для всех СРО стандарты деятельности. «Предусмотрены также постоянный мониторинг деятельности саморегулируемых организаций и упрощенный порядок исключения сведений о СРО из государственного реестра при выявлении неустранимых нарушений», — сказал сенатор.
Тонкая настройка
С базовым докладом по теме совещания выступил директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский. По его мнению, система саморегулирования в строительстве показала свою эффективность. Особенно это видно при сравнении с тем, как работает этот институт в других сферах, например, в управлении многоквартирными домами (МКД). Для строительства же саморегулирование уже очевидно стало магистральным путем развития, и речь идет лишь о том, чтобы какие-то вещи «донастроить и поправить».
Однако мониторинг показал, что есть и ряд проблем, требующих решения. Одна из них — отсутствие баланса между требованиями законодательства по очищению отрасли от недобросовестных компаний и экономическими интересами самих СРО, стремящихся увеличить количество членов. Ряд действующих механизмов, таких как Национальный реестр специалистов, не полностью интегрирован с системами СРО, что затрудняет проверку соответствия строительных компаний требованиям нормативных актов. «Мы понимаем, что система закрытых механизмов позволяет членам СРО использовать различные «иные» методы решения их вопросов, чтобы избежать экономических последствий при исключении недобросовестных участников», — сказал Олег Сперанский. Более того, типовыми являются ситуации, когда в большинстве СРО «просто физически не знают» о контрактах, которые заключают и исполняют их члены. А происходит так потому, что действующее законодательство и правовое регулирование позволяют таким членам СРО данную информацию не передавать.
Пути решения этих проблем намечены в подготовленном ко второму чтению законопроекте №779131-8, в который заложены правовые механизмы совершенствования системы саморегулирования в строительстве.
Большой блок предложенных в документе мер связан с цифровизацией. В частности, предлагается интегрировать сведения Единого реестра членов СРО и их обязательства с национальными реестрами специалистов, что позволит потенциальным заказчикам определять по открытым источникам деловую репутацию подрядчика, его фактические компетенции, сведения о контрактах. «Мы хотим расширить Единый реестр членов СРО, дополнить его информацией о том, какие специалисты в каких компаниях и чем занимаются, а также сведениями о выполняемых контрактах», — сказал Олег Сперанский. Единый реестр будет содержать информацию о количестве и сроках законтрактованных работ, что сразу уменьшит количество «левых» контрактов, о которых неоднократно сигнализировала прокуратура. Открытость предполагается усилить и в вопросах взаимодействия СРО со своими членами.
Также законопроектом предусмотрено усиление ответственности за несоблюдение его требований. Причем это касается не столько бизнеса, сколько аппарата СРО и их членов, которые «должны отвечать за свои действия».
Заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю Сергей Алёшкин особое внимание уделил теме неполной реализации компенсаторной функции СРО. Однако возмещение ущерба из компенсационных фондов сталкивается с рядом системных ограничений. Среди них основных три. Так, сегодня отсутствует утвержденный порядок таких расчетов, а также имеют место лимитирование регрессных требований и пробелы в вопросах ответственности.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Анвар Шамузафаров подчеркнул, что основной миссией организации является согласование интересов бизнеса и государственных компаний, и с этой точки зрения проектировщиков «полностью устраивают содержащиеся в законе предложения, мы их поддерживаем двумя руками и готовы работать над их реализацией». Вместе с тем, он указал на проблему недобросовестных участников СРО. В качестве примера он привел типовую ситуацию, когда организация с 7-8 сотрудниками формально выполняет два десятка госконтрактов, а на деле все работы ведутся субподрядчиками, не имеющими права подписи проектной документации. При этом большая часть жалоб касается именно качества работ таких теневых исполнителей.
Также глава НОПРИЗ особо обратил внимание на необходимость контроля за эксплуатацией построенных зданий. При этом он выразил надежду, что если все требования к членам СРО будут «четко стандартизованы» в соответствующих документах, то никто даже при большом желании исправить свою экономическую ситуацию «не сможет увильнуть от их исполнения». «Работа по стандартам может дать быстрый и серьезный экономический, организационный и административный эффект», — считает глава НОПРИЗ.
Под личную ответственность
Выступивший следом вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Аркадий Чернецкий выразил мнение, что внедрение принципов менеджмента в деятельность Министерства строительства и ЖКХ РФ в его отраслевых и региональных подведомственных системах и в отрасли в целом было проведено системно и целенаправленно. Мощный эффект реализованного за шесть лет нацпроекта «Жилье и городская среда» достигнут не только за счет программ льготной ипотеки, но и в значительной степени благодаря масштабным реформам в строительной сфере, развитию системы саморегулирования. Аркадий Чернецкий кратко рассказал о позитивном опыте Екатеринбурга и Свердловской области по развитию строительного комплекса и также поддержал создание единых стандартов, включающих единые требования к членству, основания для исключения компаний и меры дисциплинарного воздействия. Вице-президент НОСТРОЙ подчеркнул важность персональной ответственности руководителей и необходимость исключения практики допуска на рынок недобросовестных участников, что приводит к снижению качества строительства.
По итогам совещания правительству и Минстрою России было предложено реализовать ряд мер, направленных на повышение качества строительных работ и способствующих дальнейшему развитию института саморегулирования. В частности, предлагается пересмотреть вопросы отбора уполномоченных представителей СРО, установить административную ответственность за ненадлежащий строительный контроль, обязательное членство в СРО для субподрядчиков, учитывать рейтинги подрядчиков при конкурсных отборах, а также изменить порядок обеспечения исполнения контрактов и участие СРО в судебных спорах.
Прозвучало предложение исключить запрет на повторное членство, то есть вступление в СРО аналогичного вида в течение года после выхода из предыдущей организации: это, считают участники совещаний, упростит процедуру перехода для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Получило поддержку собравшихся и предложение о расширении возможностей использования компенсационных фондов. Согласно ему, СРО смогут использовать средства компфондов для покрытия судебных издержек, связанных с привлечением к солидарной или субсидиарной ответственности за действия своих членов.
Нашла сторонников и инициатива по расширению доступа к информации о госзакупках. Ожидается, что СРО будет предоставлен доступ к единому информационному ресурсу контрактов, заключенных с использованием конкурентных способов, в рамках федеральных законов №44-ФЗ, №223-ФЗ и постановления правительства №615. Это обеспечит более прозрачный контроль за исполнением контрактов. Наконец, СРО будет предоставлен доступ к Информационной системе управления проектами государственного заказчика в сфере строительства, что улучшит взаимодействие бизнеса с госзаказчиками в строительной отрасли. В сумме эти изменения призваны оптимизировать работу СРО и повысить эффективность контроля за деятельностью их членов.
Номер публикации: №22 27.06.2025