«Кнут и пряник»: Антон Глушков рассказал журналистам о насущных проблемах и перспективах стройотрасли

«Кнут и пряник»: Антон Глушков рассказал журналистам о насущных проблемах и перспективах стройотрасли

«Кнут и пряник»: Антон Глушков рассказал журналистам о насущных проблемах и перспективах стройотрасли НОСТРОЙ
Встречи президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова с представителями ведущих российских СМИ в начале года становятся доброй традицией. В этом году встреча прошла уже в третий раз и была посвящена отраслевым итогам 2021-го, деятельности саморегулируемых организаций (СРО) и планам нацобъединения на 2022-й.

«Меняются локации нашей встречи, появляются новые темы для обсуждения, но неизменным остается ваш интерес к сфере строительства», — сказал Антон Глушков, приветствуя журналистов, добавив, что прошлый год оказался крайне насыщен событиями, так или иначе затронувшими российский стройкомплекс в целом и СРО в частности.

Одним из значимых итогов года, по словам главы НОСТРОЙ, стало достижение нацобъединением нового уровня, позволяющего самостоятельно оказывать финансовые услуги. Речь идет о том, что часть средств компенсационных фондов СРО была использована для поддержки своих членов через механизм предоставления льготных займов.

«В общей сложности их получила 51 СРО из 244 на сумму 6 млрд рублей», — уточнил Антон Глушков, отметив, что эта краткосрочная мера была рассчитана на тех подрядчиков, которые работают с государством. «Благодаря займам была выплачена заработная плата более чем 50 тыс. строителей, в первую очередь эта помощь была оказана представителям малого бизнеса», — подчеркнул он. При этом 2,4 млрд рублей из выданных средств уже вернулись назад в СРО, а оставшаяся часть будет возвращена в течение этого года.

Далее Антон Глушков рассказал о том, что строительство по государственным и муниципальным контрактам составляет на сегодняшний день около 40% от общего объема строительства в стране. При этом пятая часть контрактов, заключенных в рамках комплексной процедуры 44-ФЗ (закон о госзакупках), в сфере строительства была аннулирована. «20%, или 38 тыс. таких контрактов в 2021 году было расторгнуто в связи с неисполнением обязательств со стороны подрядчика», — посетовал президент НОСТРОЙ, отметив, что из года в год эта цифра только возрастает и в процентном, и в денежном выражении. По его мнению, это говорит о том, что все, что связано с ценообразованием, с госзаказом, приемкой документов и проверкой документации, требует срочной донастройки и корректировки.

НОСТРОЙ

Одной из основных причин сложившейся ситуации, по мнению Антона Глушкова, является то, что «цена выполнения работ не отвечает рынку», поскольку весь 2021 год прошел под трендом роста цен на строительные ресурсы. Это и стало главным вызовом для отрасли. Так, среднее удорожание по отдельным стройматериалам составило: бетон — 15,4%, раствор — 16,8%, доска обрезная — 42,2%, плиты перекрытия — 25%, битум — 42,9% и т. д. А повышение, к примеру, стоимости металлопроката строительного сортамента — в зависимости от регионов — доходило до 100%. «Если сравнивать конец 2020 года и IV квартал 2021 года, то черный металл подорожал в два раза», — констатировал президент НОСТРОЙ.

Антон Глушков сообщил, что нацобъединением был проведен анализ влияния роста цен на стройматериалы на конечную стоимость строительства. В качестве примера он привел проект по строительству детского сада на 99 мест в Белгороде. Согласно исследованию, среднее увеличение себестоимости возведения этого объекта только из-за роста цен на основные стройматериалы составило 12% (без учета зарплаты, накладных и прочих расходов) при сметной прибыли проекта 7%. «Сами понимаете, что реализация такого контракта становится убыточной», — отметил президент НОСТРОЙ.

Безусловно, для всех видов заказчиков и по всем видам капитальных объектов текущее строительство стало дороже. Наиболее серьезную проблему это создает, в первую очередь, для исполнителей государственных и муниципальных контрактов, где цена твердая и при расчете стоимости работ риски подорожания стройматериалов не закладываются. Поэтому любое колебание цен на рынке создает риски банкротства стройкомпаний и увеличения количества недостроев. «Сейчас какая-то стабильность на рынке наступила, но говорить о тенденции к снижению цен на приходится», — считает Антон Глушков.

НОСТРОЙ

Понимая подобные риски для стройотрасли, НОСТРОЙ предложил ряд инициатив, которые уже были поддержаны правительством России. Выпущено несколько нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос изменения цены контракта — это постановления правительства РФ №№1315, 1812, 2594, а также изменения в 44-ФЗ. Этими документами пересмотрены условия изменения цены контрактов: существенно уменьшен ценовой барьер (со 100 млн до 1 млн рублей) и появилась возможность пересмотра стоимости по контрактам, заключенным до года.

Предложенный механизм непростой, поэтому в нацобъединении пошли по пути пилотных проектов, чтобы посмотреть на практике, как его лучше применять. «Для этого мы взяли объекты от очень крупного (по строительству кампуса МГТУ имени Баумана, где увеличение составило 2 млрд рублей, или почти 30% от сметной стоимости) до достаточного маленького (по возведению культурно-досугового центра «Маяк» в Челябинской области (плюс 12 млн рублей, или +24% к первоначальной стоимости)», — рассказал Антон Глушков, уточнив, что вся работа по изменению ведется через главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Более того, Минстроем России неоднократно озвучивалась информация, что с этой целью из резервного фонда выделены дополнительные средства на пересмотр цены контракта, заявки необходимо направлять в министерство через ГРБС.

Гораздо сложнее, по оценке президента НОСТРОЙ, обстоят дела с пересмотром контрактов по капитальному ремонту. Программа капремонта на территории РФ исполнена всего на 60%, и проблема заключается в том, что региональные фонды не спешат принимать решения о порядке пересмотра цены контракта в рамках постановления кабмина №1667, в котором не прописана методология его выполнения.

«Со своей стороны, мы разработали универсальную методику, которую можно адаптировать к конкретному субъекту», — сказал Антон Глушков, отметив, что среди пилотных регионов по ее апробации находится Новосибирская область. «Методика, безусловно, носит рекомендательный характер, это одно из возможных решений, которое регион может дополнять, исключать и т. п., и очень надеюсь, что такая методика поможет фондам капремонта», — сказал он.

Еще одним направлением модернизации системы ценообразования является пересмотр заработной платы строителей. Так, средний рост утвержденной зарплаты рабочего первого разряда с 2020-го по 2021-й по России составил 10,42%. «Цифра вроде бы неплохая, и она опережает процент инфляции, но, тем не менее, мы по-прежнему не догоняем по уровню оплаты труда строителей средний уровень зарплаты по региону», — посетовал Антон Глушков.

В связи с этим НОСТРОЙ и выступил инициатором по пересмотру заработной платы рабочего, которая учитывается при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства. Минстроем России и Главгосэкспертизой данная инициатива была поддержана. Нацобъединение с участием саморегулируемых организаций совместно с региональными центрами ценообразования и профильными ведомствами на местах провели работу по пересчету показателя зарплаты рабочего в 2021 году по двум пилотным субъектам РФ: Новосибирской и Кемеровской областям. «В результате мы получили изменение зарплаты сотрудников стройотрасли Кемеровской области на 13%, Новосибирской — на 15%. Глядя на этот результат, еще 10 субъектов РФ изъявили желание пересчитать уровень заработных плат по новой методике» — заявил Антон Глушков.

Следующее направление работы — это переход на ресурсно-индексный метод, который должен состояться во II квартале 2022 года. Важным элементом является утверждение новой федеральной сметной нормативной базы ФСНБ-2022, которая будет построена на текущем уровне цен на стройматериалы и ресурсы. Надо отметить, что база ФСНБ-2022 утверждена и вступает в действие с июля 2022 года. Это время отведено специально для корректировок и внесения изменений, которые направляет профессиональное сообщество, чтобы применение сметной базы не было болезненным для отрасли и разработчиков программного обеспечения.

«Логика здесь в том, что мы по каждому региону страны ведем мониторинг цен на строительные материалы и у нас всегда есть объективная цена ресурсов с учетом транспортной составляющей, доступности этого ресурса в конкретном субъекте», — пояснил президент НОСТРОЙ. Однако основная проблема при этом — плохое наполнение базы со стороны поставщиков и подрядчиков. «Количество товарных позиций остается достаточно маленьким, какие-то ничтожные величины, порядка 4% от общего количества товарной номенклатуры», — подчеркнул Антон Глушков.

Что касается ресурсно-индексного метода, то он базируется на работе информационного портала ФГИС ЦС, содержащего в себе не только информацию о сметных нормах, но и информацию о средней цене на строительные ресурсы. От ее наполнения зависит качество сметной цены. Заполняют ее производители и поставщики стройматериалов, которые в настоящее время злоупотребляют своим правом. «Именно поэтому сейчас готовится проект постановления правительства РФ, который сочетает метод «кнута и пряника»: во-первых, предлагается ввести административную ответственность за непредоставление информации, ну и во-вторых, разрешается при проектировании и строительстве государственных муниципальных объектов использовать только те материалы, информация о которых содержится в федеральной сметной нормативной базе», — сказал президент НОСТРОЙ, выразив надежду, что с учетом нового подхода наполнить необходимыми данными ФСНБ удастся уже в первом полугодии 2022-го.

Затронул Антон Глушков и перспективы выполнения амбициозных планов по увеличению жилищного строительства, что, по его мнению, обязательно потребует вовлечения новых земельных участков в оборот. «Там, где существует рынок жилья, налицо нехватка земельного ресурса, и нужны новые механизмы, которые могли бы достаточно оперативно его обеспечить», — уверен глава нацобъединения строителей, а решению этой проблемы должен помочь институт комплексного развития территорий (КРТ) и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Согласно данным, которые привел президент НОСТРОЙ, большинство субъектов РФ уже приняли необходимые подзаконные акты по реализации механизма КРТ, что показывает высокий уровень заинтересованности регионов в применении на своей территории данного механизма. Среди отстающих — Республики Калмыкия и Карачаево-Черкесия, Ярославская область и Чукотский автономный округ.

Особое внимание на встрече с журналистами Антон Глушков уделил вопросу установления приаэродромных территорий (ПАТ). Он сообщил, что нацобъединение провело масштабное исследование всех существующих в России ПАТ (423 ПАТ, включая военные аэродромы). «Приаэродромная территория с выделением семи подзон установлена в отношении 152 аэропортов. При этом подзоны приаэродромной территории не установлены в отношении 165 аэропортов», — уточнил Антон Глушков, добавив, что на данный момент в отдельных регионах НОСТРОЙ прорабатывает вопросы, связанные с вовлечением потенциально ликвидных земель посредством пересмотра действующих границ ПАТ в отношении каждого отдельного объекта по всем субъектам РФ.