Делай так, как написал: НОСТРОЙ старается оказывать систематическую консультативную поддержку СРО

Делай так, как написал: НОСТРОЙ старается оказывать систематическую консультативную поддержку СРО

Делай так, как написал: НОСТРОЙ старается оказывать систематическую консультативную поддержку СРО Shutterstock/FOTODOM

Саморегулирование уже более 15 лет является данностью, в которой живет строительная отрасль. Решение задач, на которые ориентирована система саморегулирования, а именно повышение качества строительства, минимизация рисков и ответственность за причиненный вред, возможно только в условиях четко отлаженной системы. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) из ведущих специалистов отрасли смогло сформировать структуру постоянно действующих специализированных комитетов и комиссий. Для нацобъединения такие органы являются совещательными, а выработанное ими мнение — маркером проблем, которые следует решать. Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ заточена, например, под юридическое обобщение ежедневной практики саморегулируемых организаций (СРО) и их членов, что особенно актуально в условиях изменяющегося законодательного поля. Руководитель комиссии, координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим ФЕДОРЧЕНКО рассказал «Строительной газете», что за пять лет работы комиссии она изучила и сформировала более 60 аналитических материалов в помощь саморегулируемым организациям:

DSC_9966.jpg

«С одной стороны, саморегулирование все еще испытывает “болезни роста”, а с другой — есть уже отработанный опыт, в том числе подкрепленный судебной практикой. Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ сформирована из действующих юристов СРО разных регионов России: от Якутии до Крыма. Век цифровизации дает возможность оперативно отрабатывать поставленные вопросы онлайн. Постоянный обмен информацией на площадке комиссии дает живую картину того, как работает в условиях саморегулирования та или иная норма закона, и что делать, если норма работает плохо.

Изначально Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ формировалась как орган, который будет изучать процедуры саморегулирования, и результат ее работы будет интересен только СРО и нацобъединению. Однако в последнее время все более востребована позиция комиссии по вопросам, возникающим у строительных организаций. Обычно они связаны с проблемами соблюдения организационно-правового хода строительства. В комиссию все чаще стали поступать запросы от строителей с просьбой отработать юридическую коллизию или конкретную проблемную ситуацию. В таких случаях результат работы комиссии используется заявителем как вспомогательное средство при разрешении споров.

Востребованность результатов работы Научно-­консультативной комиссии НОСТРОЙ высока. Тематические вебинары, которые регулярно проводятся для СРО по вопросам, отработанным на комиссии, стабильно набирают высокий процент онлайн-участия и последующих просмотров в интернете. Известны случаи использования аналитических справок в судах, особенно в спорах, так или иначе связанных со средствами компенсационных фондов.

Не наступать на грабли

Отдельное направление работы Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ — постоянный мониторинг ошибок, которые выявляются органами Ростехнадзора при плановых и внеплановых проверках СРО. Эта работа строится на базе открытых данных, которые в обязательном установленном законом порядке размещаются надзорным органом на сайте Генеральной прокуратуры. Рабочая группа Научно-консультативной комиссии выбирает весь массив таких данных, группирует их по федеральным округам, по видам допущенных нарушений и, главное, — на основании проведенного анализа формирует рекомендации для всех СРО о том, какие уроки надо из этого извлечь.

Анализ выявляемых Ростехнадзором нарушений дает однозначный вывод, что чаще всего СРО наступают на собственные грабли, нарушая не федеральные нормы, а те положения своих внутренних документов, которые установлены саморегулируемой организацией дополнительно к базовым нормам законодательства о саморегулировании. Например, устанавливают усложненные, иногда избыточные процедуры взаимоотношений с членами во время плановых и внеплановых проверок, и сами их же игнорируют, упрощая применение до действительно необходимого. На вебинарах мы постоянно учим СРО известному золотому правилу: “Напиши так, как делаешь, и делай так, как написал”. Саморегулируемым организациям необходимо критически подходить к собственному нормотворчеству, исключая из внутренних документов избыточные требования и процедуры, которые не соблюдаются СРО на практике. Поэтому высокую эффективность показала подготовка комиссией типовых документов и рекомендаций. Это работает в интересах всех участников процесса — как СРО, так и их членов.

shutterstock_2146897235.jpg

Достигая баланса

Еще одна проблема саморегулируемых организаций — несвоевременная актуализация внутренних документов. Имеются неоднократные примеры, когда в стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения членами СРО, включаются отсылки к СП, ГОСТ, профессиональным и прочим стандартам. В условиях стремительных изменений нормативной базы СРО забывают своевременно исключать ссылки на утратившие силу нормативные документы, в связи с чем справедливо получают предписания от Ростехнадзора.

Подобная аналитика ведется Научно-консультативной комиссией на постоянной основе, ее результаты с рекомендациями для СРО формируются в аналитические справки с последующими информационными вебинарами. Есть амбициозные планы по дальнейшему расширению информационного взаимодействия со специалистами СРО, направленное на повышение их профессионализма. Фактически комиссия является связующим звеном между НОСТРОЙ как управленцем отрасли и саморегулируемыми организациями как ее субъектами, потому что в работе комиссии на правах равноправия объединяются представители аппарата национального объединения и правоведы СРО. Решение вопросов о том, как правильно работать по той или иной норме закона, в какую сторону прокладывать путь, решается в диалоге и закрепляется в документах, которые транслируются в общую политику НОСТРОЙ. Наверное, это и есть то самое зерно саморегулирования, когда в управлении есть место самим субъектам профессиональной деятельности, а при решении вопросов достигается баланс интересов всех участников процесса».