Закон закону рознь

С прямыми договорами все хорошо, с мусором — не очень

На состоявшейся 31 января мультимедийной пресс-конференции председателя комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, разговор пошел, в частности, об эффективности ряда важнейших законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Рассказывая о них, руководитель комитета остановилась на подписанном президентом России Владимиром Путиным 3 апреля 2018 года федеральном законе «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (№59-ФЗ). Галина Хованская напомнила, что депутаты очень долго боролись за то, чтобы был принят закон о праве собственников помещений в многоквартирном доме заключить прямой договор с ресурсоснабжающими организациями не через управляющую организацию, а напрямую. Так же, как по электроэнергии, собираемость оплаты за которую гораздо выше, чем за другие виды ресурсов при прочих равных условиях.

Эффект правоприменения 59-ФЗ превзошел самые смелые ожидания. Там, где в соответствии с ним осуществляется переход на прямые договорные отношения, платежная дисциплина улучшилась втрое. Так что возражения скептиков, что закон не будет работать, оказались несостоятельными. Но закон мог бы действовать еще эффективнее, если бы правительство утвердило типовой договор, который, по имеющимся у Хованской сведениям, находится в высокой степени готовности.

А вот федеральный закон №483-ФЗ «О внесении изменений в статью 291 федерального закона «Об отходах производства и потребления», принятый 25 декабря 2018 года, Галина Хованская не считает большой удачей. По замыслу законодателей, этот документ должен помочь регионам более плавно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С этой целью он разрешает субъектам по согласованию с правительством в течение еще четырех лет использовать действующие полигоны, при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей. На самом деле, по мнению депутата, все старые полигоны уже переполнены, и девать мусор некуда. В то же время мощности мусороперерабатывающих предприятий загружены всего на 30-40%.

Отсюда депутат делает вывод: организовать вторичную переработку ТКО — это в чистом виде вопрос организации работы. И его решение полностью зависит от политической воли губернаторов и местного самоуправления. В качестве примера депутат привела скандинавские страны, где всего 4-6% захоронений бытовых отходов, потому что практически все они перерабатываются, в России же пропорция обратная. Чтобы изменить это соотношение, по мнению главы думского комитета, нужно отказаться от практики «тупого» сжигания мусора и заинтересовать в раздельном сборе население. Закон же фактически позволяет регионам, не подготовившимся к реформе системы обращения с ТКО, еще несколько лет откладывать преобразования.