Неосвоенные миллиарды
Выступивший с докладом первый заместитель министра строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ Александр Ломакин подчеркнул, что инструмент «Инфраструктурное меню», одной из основных составляющих которого являются ИБК, оказался востребованным в регионах. В прошлом году план по кассовому освоению был выполнен практически на 100% — освоено почти 250 млрд рублей, введено более 230 объектов. В этом году наметилась иная тенденция: план по кассовому освоению уменьшился до 175 млрд рублей, некоторые регионы подают заявки на сдвижку срока ввода объектов на 2025 год. В 2024 году в лучшем случае удастся сдать в эксплуатацию порядка 150 объектов.
По словам замминистра, до сих пор не закончили контрактацию, то есть не заключили договор с проектировщиками, Ставропольский край на сумму почти 1,5 млрд рублей и Мурманская область на 1,1 млрд рублей. На многомиллионные суммы не завершили контрактацию Ивановская, Владимирская, Свердловская, Тамбовская, Орловская и Амурская области, Забайкальский и Приморский края.
Не лучше в ряде регионов и ситуация с освоением выделенных средств. Особенно большое отставание в Краснодарском крае, где остаток по кассе составил свыше 4,8 млрд рублей. «Это 54% от лимита года. Если за 11 месяцев мы выполнили 50%, как остальные 50% выполнить за оставшиеся 25 дней?» — задал вопрос Александр Ломакин. В Ставропольском крае остаток по кассе сейчас почти 3,5 млрд рублей — 88% от утвержденного лимита. Свыше 3 млрд рублей не освоено в Нижегородской области, больше 2 млрд рублей — в Дагестане, Башкортостане и Челябинской области, более 1 млрд рублей — в Ростовской, Оренбургской и Кемеровской областях.
Наибольшую тревогу у замминистра вызывает отставание с вводом объектов. «Для нас касса — это важно, но самое главное — ввести в эксплуатацию те объекты, на которые мы даем федеральные деньги. Это объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктур. То есть все то, что нужно регионам для социально-экономического развития, для ввода жилья, предприятий, что дает рабочие места, повышает налоговые поступления», — подчеркнул замминистра. Наибольшие риски с вводом объектов в эксплуатацию в этом году в Приморском и Забайкальском краях, Ярославской, Владимирской, Тамбовской, Орловской и Белгородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Якутии.
Лучше, чем с ИБК, складывается в этом году ситуация с использованием специальных казначейских кредитов, однако и здесь имеются проблемы с контрактацией, в том числе в Приморском крае на сумму 2 млрд рублей и в Хабаровском крае на 1 млрд рублей. По освоению в рамках специальных казначейских кредитов наибольшее отставание в Дагестане — на 11,5 млрд рублей, Приморском и Хабаровском краях — на 4,5 и 4 млрд рублей соответственно.
Подводя итог, Александр Ломакин отметил объективные причины отставания. «Большой объем работы был сделан в прошлом году. В этом году планировали 250, получилось 175 млрд рублей лимитов. Пришлось вносить изменения в проектно-сметную документацию, где-то «бить» на этапы, где-то применять еще какие-то решения, повторно проходить экспертизу. Но тем не менее в эти три недели надо сконцентрироваться на кассовом освоении и на вводе объектов», — призвал замминистра представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Работа над ошибками
Принявший участие в совещании по ВКС заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков назвал первопричинами имеющихся проблем недостаточно грамотные планирование и организацию проектной деятельности в регионах. Он сообщил, что за 9 месяцев года в Минэкономразвития поступило 214 заявок по корректировке проектов по ИБК и 100 заявок в рамках казначейских кредитов. Среди регионов, которые корректировали одни и те же проекты более трех раз за год, замминистра назвал Якутию, Коми, Ростовскую и Мурманскую области, Еврейскую автономную область. «Так управлять, коллеги, невозможно. Это постоянное отсутствие качественного планирования», — констатировал он.
Замглавы Минэкономразвития считает, что каждому региону нужно детально проанализировать причины недостижения показателей, системно внедрять меры по повышению эффективности управления проектами. «Было в этом году много случаев, когда регионы заявляли о срыве подрядчиками, инвесторами своих обязательств. Понимаем, что причины могут быть разные, но все-таки в большинстве случаев видим, что самим регионам есть над чем поработать по механизмам контроля», — заявил Дмитрий Вахруков.
Судя по докладам представителей регионов, работа над ошибками уже идет. Подводя итог их выступлениям, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин предложил перенести службу заказчика с уровня муниципалитетов на централизованный региональный уровень. «Это и дисциплинирует, и с организационной точки зрения будет правильно», — заявил сенатор.
Андрей Шевченко полностью поддержал предложение своего коллеги и в заключение отметил, что инфраструктурное меню — очень хороший инструмент, дающий регионам возможность реализовывать свои планы. В то же время, необходимо повышать эффективность его использования, с тем чтобы исключить ситуацию, когда проекты в течение года несколько раз пересматриваются.
Андрей ШЕВЧЕНКО, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
«Нам необходимо оказать содействие в решении возникающих у регионов проблем, связанных с применением отдельных механизмов инфраструктурного меню»
Номер публикации: №46 06.12.2024