В поисках доверия: в Москве предложили реформу института технического заказчика

В поисках доверия: в Москве предложили реформу института технического заказчика

В поисках доверия: в Москве предложили реформу института технического заказчика konstantin-lushnikov.ru
В Москве в рамках Строительного юридического форума состоялась пленарная сессия на тему «Совершенствование нормативно-правого регулирования деятельности технического заказчика в инвестиционно-строительных проектах». Мероприятие, объединившее ведущих юристов, представителей власти и ключевых игроков стройотрасли, стало площадкой для профессионального диалога о будущем одного из ключевых институтов в строительстве. Сессию открыло приветственное слово министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, которое зачитал модератор дискуссии, председатель оргкомитета форума, член Комиссии по правовому регулированию строительства и созданию качественной среды для жизни Ассоциации юристов России Константин Лушников. В послании министра была подчеркнута масштабная роль юридического сообщества в формировании правовой среды, которая делает возможной реализацию крупнейших инфраструктурных проектов, защищает инвестиции и обеспечивает баланс интересов всех участников строительного процесса.

Член Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский напомнил, что институт технического заказчика является не вспомогательным элементом, а «ключевой опорой современного строительного процесса», профессиональным управляющим, соединяющим интересы государства, бизнеса и потребителя. Депутат подробно остановился на грядущих изменениях в регулировании, связанных с принятием федерального закона №309-ФЗ, вступающего в силу 1 марта 2026 года. Среди ключевых новаций он выделил повышение требований к компетенциям, введение правил саморегулирования, упрощенный порядок внесения изменений в проектную документацию без повторной госэкспертизы и цифровизацию, в рамках которой на технического заказчика будет возложена ответственность за формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства на всем жизненном цикле, что фактически превращает его в «цифрового оператора». Отвечая на вопрос модератора о балансе между единым госзаказчиком и частными техзаказчиками, Александр Якубовский четко разграничил сферы: «Там, где государство финансирует проект, должен быть и государственный технический заказчик, а там, где интересы бизнеса и регионов, они сами должны принимать решение: бизнесы и региональная власть должны быть абсолютно самостоятельными».

Президент Национального объединения технических заказчиков (НОТЕХ) Алексей Никитин напомнил, что роль юристов и техзаказчиков в проекте зачастую гораздо значимее, чем кажется на первый взгляд, поскольку они «находятся в сердце процесса» и формируют безопасность бизнеса. Он констатировал, что, несмотря на наличие нормативной базы, остаются «проблемные темные области», которые не позволяют институту раскрыть свой потенциал. Алексей Никитин рассказал о практической работе НОТЕХ, объединяющего уже около 40 компаний, управляющих проектами на сумму свыше триллиона рублей. Среди ключевых инициатив — создание реестра членов НОТЕХ с углубленным аудитом, запуск рейтинга технических заказчиков и, что особенно важно, работа над подготовкой кадров. «Мы видим, что на рынке не существует на текущий момент ни одной программы правильной подготовки руководителя проекта. Их нет», — отметил он.

Отвечая на вопрос Константина Лушникова, чего в отрасли сейчас не хватает больше всего — правил, людей или доверия, Алексей Никитин назвал отсутствие доверия: «Мы потеряли ключевой элемент доверия, его на текущий момент нет между строителем, проектировщиком, техническим заказчиком». Можно принять самые совершенные правила и вложить огромные средства в подготовку людей, но без доверия эта система останется мертвой. Он напомнил, как отрасль долгое время жила в модели «во всем виноваты строители», затем фокус сместился на проектировщиков, а сейчас система зашла в тупик, где нет доверия по цепочке. Этот дефицит порождает порочный круг: нет доверия — появляются гипертрофированные юридические гарантии и размытая ответственность — это удорожает и замедляет проекты, что, в свою очередь, еще больше разрушает основу для сотрудничества. Алексей Никитин также подчеркнул, что для реализации амбициозных национальных целей в строительстве необходимо уже сейчас готовить кадры и компании, способные справиться с нарастающим валом проектов.

Вице-президент НОТЕХ, управляющий партнер ГК «Спектрум» Владимир Иванов перевел дискуссию в сугубо практическую плоскость. Он объяснил роль технического заказчика, сравнив его с «терапевтом в медицине и дирижером в музыке» — специалистом, который определяет ритм, выбирает правильных исполнителей, но не может нести ответственность за все. «Если какая-то скрипка или контрабас фальшивят, то точно дирижер виноват», — иронично отметил он, указав на главную проблему во взаимоотношениях с юристами заказчиков. Владимир Иванов привел реальный судебный кейс, где с технического заказчика пытались взыскать убытки за общее удорожание строительных материалов на 50% и труда на 100% в период с 2022 по 2024 год. «Вот такой вид ответственности, реальный кейс в суде происходил», — констатировал он, подчеркивая несбалансированность рисков и вознаграждения, которое составляет всего 1,5-2% от объема инвестиций. Он также поддержал коллег в необходимости гибкого госрегулирования, которое бы не сковывало цифровизацию, а стимулировало, и призвал всех участников рынка активнее пользоваться разработанными НОТЕХ стандартами для минимизации рисков.

Член Экспертного совета НОТЕХ Дмитрий Позоров, имеющий опыт работы как в юридической сфере, так и в Госэкспертизе России, подчеркнул критическую важность участия технического заказчика на самых ранних стадиях проекта: «Все проблемы закладываются в начале, на идее. Когда застройщик говорит «а я хочу суперперламутровую пуговицу», и дальше все поехали по накатанной. В итоге пуговицы сзади пиджака пришили». Дмитрий Позоров процитировал философа Ивана Ильина, писавшего в 1928 году, что «спасение надо искать в качестве», и связал это с текущими вызовами в строительстве. Он выделил несколько ключевых правовых пробелов: двойственность функций технического заказчика в Градостроительном кодексе, что создает правовую неопределенность; недостаточность проработки публично-правовых функций техзаказчика на стадии проектирования; солидарная ответственность с подрядчиками, которая не мотивирует профессиональные компании заходить на сложные проекты; отсутствие закрепленной в законодательстве функции руководителя проекта — ключевой фигуры в работе техзаказчика.

Итоги дискуссии подвел член правления НОТЕХ, председатель совета директоров компании «Северин Девелопмент» Роман Сегидов. Он тезисно сформулировал пять системных проблем, с которыми сталкивается институт технического заказчика: отсутствие в законодательстве понятия «управление строительством»; пародийный статус техзаказчика, прописанный лишь в одной статье Градостроительного кодекса РФ; необходимость быть членом трех разных СРО при отсутствии своего, профильного; игнорирование законодательством разных функций техзаказчика на разных этапах проекта; неправильное бюджетирование как основная причина появления тысяч недостроенных объектов. В качестве решения этих проблем Роман Сегидов представил пять законодательных инициатив, с которыми нацобъединение планирует выйти к законодателям: создание профессионального СРО технических заказчиков; обновление действующего законодательства для устранения двусмысленностей и противоречий; исключение разночтений в ведомственных нормативных актах; формирование правовой базы для комплексного техзаказчика, работающего на всем жизненном цикле объекта; защита добросовестного технического заказчика от необоснованной солидарной ответственности.