В новых условиях: нацпроект «Инфраструктура для жизни» был представлен в Совете Федерации

В новых условиях: нацпроект «Инфраструктура для жизни» был представлен в Совете Федерации

В новых условиях: нацпроект «Инфраструктура для жизни» был представлен в Совете Федерации council.gov.ru
На состоявшемся на прошлой неделе заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» зампред правительства России Марат Хуснуллин представил национальный проект «Инфраструктура для жизни», который, по его словам, объединяет целый ряд документов, в том числе Стратегию пространственного развития, Стратегию развития строительной отрасли, национальный проект «Эффективная транспортная система» и ряд других нацпроектов.

Много или мало?

Прежде всего, Марат Хуснуллин обратил внимание сенаторов на то, что обеспеченность граждан жильем, составляющая сейчас примерно 29,5 кв. м на человека, должна возрасти к 2030 году до 33, а к 2036 году — до 38 «квадратов». По этому показателю мы собираемся обогнать страны Прибалтики, где он составляет 35 кв. м, но по-прежнему будем отставать от развитых стран Европы и от Китая, в которых обеспеченность граждан жильем сейчас 40 и 43 кв. м соответственно. Тем не менее, вице-премьер отметил, что, выполнив поставленную в нацпроекте задачу, через 12 лет мы приблизимся к европейскому уровню. Причем для достижения запланированных показателей надо продолжать ежегодно вводить не менее 100 млн кв. м жилья.

Отвечая на вопрос сенатора Мухарбия Ульбашева о мерах поддержки строительной отрасли, Марат Хуснуллин прежде всего отметил, что сохранены семейная ипотека, ипотека на Дальнем Востоке и на новых территориях. «Мы не сократили наши инвестпрограммы, то есть адресные федеральные деньги. Нам удалось, несмотря на все сложности, объем финансирования на содержание и ремонт дорог даже чуть увеличить. Адресную инвестиционную программу мы смогли сохранить, эти деньги у нас есть», — констатировал вице-премьер.

Он также сообщил о подготовке ряда решений по упрощению и продлению антикризисных мер, которые принимались, начиная с пандемии. Кроме того, по его словам, сейчас разрабатываются альтернативные механизмы финансирования. Например, вице-премьер будет выходить с предложением в Госдуму и Совет Федерации законодательно ввести право на рассрочку от застройщика. Будут приняты меры для того, чтобы развивать ссудосберегательные кассы и навести, наконец, порядок с кооперативами. Ряд законодательных мер планируется направить на сокращение инвестиционно-строительного цикла, оказание помощи в получении земельных участков, залогов, градостроительной документации.

Возрастает роль транспорта

Нацпроект предусматривает строительство 124 млн кв. м нежилой недвижимости, большого количества детских садов, школ, мощностей по водои теплоснабжению. Докладчик отметил, что, не модернизировав коммунальную инфраструктуру, во многих населенных пунктах страны невозможно будет реализовать планы по жилью и по обновлению городов. «Поэтому тут прямая связка: занимаясь обновлением жилого фонда, конечно, будем обновлять всю инфраструктуру. И мы впервые смотрим здесь еще и дороги, потому что дороги, транспорт прямо влияют на то, где люди будут жить. Если будут хорошие дороги и транспортная доступность, то может большее количество людей жить за городом», — отметил Марат Хуснуллин. Из‑за высокого значения транспортной обеспеченности для развития городов впервые в одном национальном проекте объединено и дорожное строительство. К 2030 году планируется привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог и опорной сети, по которой движется основной поток, выделив основные маршруты, в том числе международные, а также 60% региональных дорог.

Характеризуя 12 основных проектов, входящих в нацпроект наряду с развитием коммунальной инфраструктуры, докладчик уделил большое внимание развитию федеральной сети, общественного транспорта и Центрального транспортного узла (ЦТУ): «Считаем, что в части общественного транспорта, особенно в ЦТУ, можем отработать так (есть успешная модель Москвы и Московской области), чтобы скоростной транспорт доходил до всех городов Центрального федерального округа». Кроме того, вице-премьер полагает, что необходимо запускать дополнительное движение на юг, и во всех городах, где есть железнодорожная инфраструктура, использовать ее как общественный транспорт.

«Живой» механизм

Новый нацпроект предусматривает повышение к 2030 году качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30%. В этой связи Марат Хуснуллин подчеркнул, что в выбранных 2 155 опорных пунктах будет осуществляться приоритетное финансирование дополнительно в рамках национальных проектов. «То есть мы будем финансировать всю страну на стандартном уровне, который есть, но на эти выбранные опорные пункты будут дополнительные средства выделяться в первую очередь», — пояснил вице-премьер. Отвечая на главные вопросы, волнующие парламентариев, — как будут распределяться эти средства и кто определяет сегодня опорные пункты, он сообщил, что определяют их губернаторы: именно они вносят для утверждения список «опорников» в правительственную комиссию, которую возглавляет штаб.

Докладчик не исключил возможность изменений в списке опорных населенных пунктов: «Он живой, этот список. Вот вчера у меня был губернатор Приморского края. Он говорит: «Я посмотрел, мне часть пунктов не нужно включать». Кто‑то, наоборот, говорит: «Нам нужно довключить». Поэтому это живой механизм. Будем его реализовывать», — уточнил Марат Хуснуллин.

Затем он перешел к мастер-планированию. «Задача — сделать 200 мастер-планов», — сообщил вице-премьер. По его словам, мастер-план должен стать документом, упрощающим градостроительную деятельность, потому что сокращать инвестиционно-строительный цикл мешают ограничения в действующем Градостроительном кодексе.

Как доложил Марат Хуснуллин, чтобы модернизировать коммунальную инфраструктуру, с каждым регионом до конца года намечено подписать меморандум, определяющий несколько источников финансирования. «Мы договорились, что инвестиционные бюджетные кредиты, списание задолженности (а это 1 100 млрд на все регионы), возврат денег с ранее полученных инвестиционных кредитов (не менее 50%) должны пойти на модернизацию коммунальной инфраструктуры», — пояснил вице-премьер. В то же время, он отметил, что коммунальная инфраструктура — одна из немногих отраслей, если не единственная, которая ветшает быстрее, чем в нее вкладываются финансы. «Но благодаря тем средствам, которые мы сейчас предусмотрели, плюс внебюджетным источникам, мы надеемся в течение года-двух этот тренд переломить», — заявил вице-премьер и добавил, что для этого потребуется внести в законодательство ряд серьезных структурных изменений.

Внебюджетные средства будут максимально привлекаться и для формирования комфортной городской среды. Марат Хуснуллин привел примеры, когда благоустройством успешно занимаются меценаты и инициативные граждане. «Тема очень хорошая, деньги у нас под это выделены — даже больше, чем в предыдущие годы, поэтому нам вместе надо реализовывать эту программу, потому что она очень хорошо воспринимается населением», — призвал он.

Шанс для КРТ

Вице-премьер также заявил, что в новой программе расселения аварийного жилья, которая будет запущена в рамках нацпроекта, должен быть изменен уровень софинансирования. «Есть ряд регионов, которые имеют сегодня устойчивые бюджеты, и мне кажется, здесь федеральная доля должна быть минимальной, потому что жилищный фонд — это региональная тема. Если он доведен до аварийного состояния, надо смотреть, как занимались капремонтом, контролем за проведением капремонта, за содержанием этого дома. Вы сами видите бюджет и сами его утверждаете — мы не можем в таком объеме сейчас выделить средства», — считает Марат Хуснуллин. Кроме того, по его мнению, надо эффективно использовать механизм комплексного развития территорий и активнее задействовать в этой работе инвесторов, особенно в крупных городах.

Марат Хуснуллин обратил внимание сенаторов на восстановление и развитие новых регионов, которые должны выйти на среднероссийский уровень развития до 2030 года.

«Это очень непростая ситуация с учетом того, что они по многим позициям значительно отстают от других регионов. Поэтому работать нужно в разы больше. Мы сейчас имеем гарантированную программу, подкрепленную деньгами — не менее 300 млрд рублей в год. Мы интегрировали все нацпроекты, все министерства и ведомства определились, какой объем средств они должны выделять по нацпроекту. Буквально до конца года мы это дожмем. И надеемся, что эту ситуацию кардинально изменим», — заверил вице-премьер.

Подводя итоги дискуссии, спикер СФ Валентина Матвиенко отметила, что в условиях роста стоимости аренды необходимо принять комплекс мер по развитию съемного жилья, что является мировой практикой. Также, по ее мнению, нельзя отказываться от семейной ипотеки, которая требует разумной актуализации. Кроме того, она подчеркнула необходимость сокращения бюрократических преград, с тем чтобы строительные работы выполнялись в срок: «Нужны меры, чтобы строители выстояли, удержались. Нам не нужны недостроенные дома, недостроенные инвестиционные проекты, которые направлены на развитие экономики. Поэтому требуется точечная, очень нужная системная поддержка отрасли». Валентина Матвиенко заявила, что строителям важно сохранить темпы, как бы это ни было сложно.

Марат ХУСНУЛЛИН, заместитель председателя правительства РФ:

Марат Хуснуллин утвержденное.jpg

«Ключевой элемент нашей стратегии — строительство жилья. Мы прикладываем все усилия и считаем, что если сможем с этой задачей справиться, то жилье за собой потянет развитие всего остального. Ежегодно население вкладывает в жилищное строительство 8-10 триллионов рублей, и, конечно, этот тренд надо поддерживать»