В новом формате: Госсовет РФ и Госдума усиливают взаимодействие по законодательному регулированию

В новом формате: Госсовет РФ и Госдума усиливают взаимодействие по законодательному регулированию

В новом формате: Госсовет РФ и Госдума усиливают взаимодействие по законодательному регулированию t.me/mkhusnullin
На состоявшемся 6 декабря в Казани совместном заседании комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда» и Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ был рассмотрен вопрос совершенствования законодательного регулирования строительной отрасли и ЖКХ. Как ранее заявлял руководитель профильного комитета Госдумы Сергей Пахомов, это первое мероприятие в таком формате.

Проблемы комплексного подхода

Открывший заседание вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в своем докладе подвел предварительные итоги строительной отрасли в текущем году и обозначил планы до 2030 года. По его словам, в этом году будет поставлен очередной рекорд по вводу жилья в стране — строители сдадут более 103 млн квадратных метров. Значительно возрос и объем строительных работ, который за 11 месяцев года увеличился на 7,5%.

Говоря о стоящих перед отраслью задачах, Марат Хуснуллин презентовал базовый вариант ее развития до 2030-2035 годов. Упор в программе, которая, по его словам, неоднократно обсуждалась у председателя правительства, сделан на развитие инфраструктуры. «Мы считаем, что через развитие инфраструктуры мы будем поднимать ВВП страны, улучшать качество жизни населения, и это выступит таким драйвером развития всей экономики, даст серьезный вклад в развитие ВВП», — считает вице-премьер.

Первый блок представленной участникам стратегии представляет собой комплексную программу обновления населенных пунктов. «Мы считаем, что от отдельных элементов — жилье, благоустройство, ЖКХ — надо переходить к комплексной программе, потому что, если мы не решим, например, проблему ЖКХ, мы не сможем построить 120 млн квадратных метров жилья», — пояснил докладчик.

Приоритетом этой программы является комплексное развитие агломераций. В их числе были названы Москва и Центральный федеральный округ, взаимоувязанные благодаря высокоскоростной магистрали с Санкт-Петербургом, комплексный макрорегион Юг России и Дальний Восток. Другой приоритет программы — комплексное развитие 1 800 опорных населенных пунктов в сельской местности.

Комплексное развитие территорий предполагает строительство социальной инфраструктуры, и чтобы реализовать программу, необходимо будет решить проблему финансирования строительства детских садов, школ и других социальных объектов. В этой связи Марат Хуснуллин обратил внимание участников заседания на огромный объем коммерческой недвижимости — 350 млн квадратных метров, — которую надо построить за ближайшие семь лет в добавление к 700 млн квадратных метров нового жилья. Во многих регионах, по словам вице-премьера, социальную нагрузку стали перекладывать на инвесторов, а значит, в конечном счете, на покупателей жилья — там социалка составляет уже до 10% стоимости квадратного метра. «И здесь надо принимать политическое решение: либо за это платит покупатель, и мы это в стоимость метра закладываем, либо это должна быть государственная программа развития социальной инфраструктуры. По-другому не получится», — уверен Марат Хуснуллин.

Предстоит решить и другую серьезную задачу — изыскать под жилищное строительство 250 тыс. гектаров земли, необходимых для создания градпотенциала. «Нам надо задействовать неиспользуемые территории населенных пунктов. Каждый метр земли должен работать. Либо это должно быть жилье, либо рабочие места, либо место отдыха. Нам нужно создать ментальность в понимании каждого руководителя муниципалитета, что земля — это капитал», — призвал вице-премьер.

По его словам, следует определиться и с приоритетами при создании огромной туристической инфраструктуры — порядка 400 тыс. номеров. Кому надо отдавать предпочтение — туристам или жителям населенных пунктов в местах расположения туристических объектов? Вопрос пока остается открытым.

Ускорение стройки

Марат Хуснуллин напомнил о большой работе, проделанной Минстроем России совместно с законодателями, по сокращению обязательных требований в строительстве — их число снизилось с 11 000 до 380. Во многом благодаря этому объекты стали строиться быстрее. Так, если в 2020 году, чтобы построить объект среднего уровня, надо было потратить 2 181 день, то по итогам 8 месяцев 2023 года этот показатель составил 1 500 дней. Теперь вице-премьер поставил новую, причем ключевую, по его словам, задачу: ни один объект среднего уровня не должен строиться больше тысячи дней, начиная от идеи и заканчивая регистрацией права собственности. Только тогда, по его мнению, в стройку придут инновации и повысится производительность труда.

В свою очередь, министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин рассказал о работе по дальнейшему совершенствованию технического регулирования и ценообразования в строительстве, развитию типового проектирования. Так, переход на параметрический метод нормирования обеспечит гибкость в разработке и принятии проектных решений, упростит внедрение в строительство инновационных материалов и технологий, позволит синхронизировать и оптимизировать требования различных ведомств, подлежащие применению в строительстве. С этой целью министерством вместе с профессиональным сообществом были подготовлены изменения в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, принятые в первом чтении Госдумой. Глава Минстроя России также сообщил, что уже разработан проект свода правил «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». В этом СП определены основные принципы и правила формирования системы нормативных документов, включающей как основные, так и вспомогательные параметры объектов, способы и пути их достижения. Министр отметил, что переход к новой системе нормирования был подготовлен переводом большинства требований в добровольные, что никак не повлияло на безопасность и качество строительства и позволило значительно уменьшить число разрабатываемых специальных технических условий, а также издержки застройщиков.

По словам Ирека Файзуллина, сокращает стоимость и сроки строительства и развитие института типового проектирования. На сегодняшний день типовой признана проектная документация по 1 029 объектам. Чтобы типовая проектная документация использовалась более широко, ведомство планирует проработать вопрос об обязательности ее применения при строительстве с привлечением бюджетных средств.

Ипотека: продолжение следует

В сфере строительства представители органов законодательной и исполнительной власти особое внимание уделили и льготной ипотеке. Марат Хуснуллин подчеркнул, что необходимо принять решение о параметрах долгосрочной льготной ипотечной программы. По его мнению, она должна быть утверждена минимум до 2030 года.

Председатель комиссии Госсовета РФ, глава (раис) Республики Татарстан Рустам Минниханов согласился с вице-премьером в том, что каждое ожидаемое окончание срока действия льготных программ порождает ажиотажный спрос на жилье. В свою очередь, он предложил сделать льготные программы ипотеки вообще бессрочными по аналогии с сельской ипотекой — при наличии лимитов. Он также считает необходимым увеличить предельный размер кредита по семейной и льготной ипотекам с сегодняшних 6 до 12 млн рублей и для поддержания спроса сохранить текущие процентные ставки по семейной (6%), льготной (8%) и сельской (3%) ипотекам. По словам Сергея Пахомова, возглавляемый им комитет Госдумы тоже поддерживает продление льготной ипотеки и работает над его вариантами. «Вместе с тем, считаем необходимым развивать и альтернативные механизмы. По арендному жилью коллеги из «ДОМ.РФ» сегодня активно занимаются, но нам надо всем вместе подключиться к этой работе, чтобы экономика этих проектов стала возможной. Еще вариант — лизинг жилья. Он может сделать жилье дешевле на 10-15% и исключит необходимость первого взноса и аренды квартиры на время строительства дома. Готовим предложения на этот счет», — добавил депутат.

В центре внимания — ЖКХ

Участники заседания активно обсудили и ряд проблем ЖКХ. Марат Хуснуллин отметил, что в ближайшие годы в работе правительства и Минстроя приоритет будет отдан именно жилищно-коммунальной отрасли. «Не вытянув эту отрасль, все остальное не вытянем», — заявил заместитель председателя правительства РФ. Прежде всего в этой работе он выделил проблему накопленных на счетах фондов капитального ремонта и не работающих 250 млрд рублей, которые надо задействовать.

Продолжая тему действующей программы капремонта многоквартирных домов (МКД), Рустам Минниханов остановился на гарантиях накопления средств граждан. По его мнению, когда денежные средства формируются не на спецсчетах у регионального оператора, а на счете управляющей организации, они расходуются бесконтрольно. Законопроект, направленный на повышение контроля за спецсчетами, уже принят в первом чтении. Однако он, по словам спикера, не предусматривает необходимый уровень государственного и муниципального контроля, поэтому ко второму чтению в нем необходимо усилить требования к владельцам спецсчетов, а именно — перечислять средства подрядчику за выполненные работы только после согласования органами Госжилнадзора и местного самоуправления. Также предлагается предусмотреть в законе возможность восстановления средств собственников, которые были потрачены нецелевым образом.

Выступавшие сошлись в том, что в управлении многоквартирным фондом следует повышать роль государства. Для этого, по мнению Рустама Минниханова, в рассмотренном в первом чтении законопроекте о внесении изменений в процедуру лицензирования управляющих компаний (УК) необходимо ко второму чтению ужесточить лицензионные требования в части наличия материально-технического оснащения и квалифицированного штата работников УК, а также приостановки лицензии УК, имеющих значительную задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.

Предложенные меры по усилению лицензионного контроля и ответственности участников рынка, по словам Сергея Пахомова, будут обязательно учтены. Кроме того, добавил руководитель комитета Госдумы, необходимо будет пересмотреть функции Госжилинспекции. По его мнению, надо радикально изменить саму суть и смысл работы этого органа, который должен не только защищать права и интересы граждан, но и контролировать исполнение закона в данной сфере всеми ее участниками — УК, жителями, ресурсниками, муниципалитетами.

Но еще важнее, по мнению руководителя комитета Госдумы, обеспечить совершенствование самой системы управления жилищным фондом и работы УК. Решить эту задачу можно с помощью унификации стандартов управления и обслуживания МКД, цифровизации (она позволит выявить дисбаланс капитальных вложений и тарифов, но этого не сделать без вывода ГИС ЖКХ на проектную мощность), технического учета жилищного фонда, создания базы данных о собственниках, защиты капвложений инвесторов и выравнивания налоговой нагрузки внутри отрасли. «Все это в целом должно дать нам рынок и конкуренцию, а для тех домов, экономика которых рынок не привлекает, — дать возможность власти создавать Гарантирующие управляющие организации с четкими критериями, которым в упрощенном порядке передавать дома, оставшиеся без УК. Законопроект готов, но сложно пока идет согласование. Без этого в целом нам качество жизни в МКД не поднять», — констатировал Сергей Пахомов.

Ирек ФАЙЗУЛЛИН, глава Минстроя России:

Файзуллин.jpg

«Сегодня благодаря поддержке президента, правительства, работе сенаторов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Комиссии Госсовета обеспечиваются поступательное развитие и трансформация строительной отрасли. Здесь крайне важно сформировать взаимосвязь федеральной, региональной и муниципальной властей, информировать специалистов на местах о тех изменениях, которые происходят в отрасли, и помогать им использовать имеющиеся инструменты и механизмы»