
Анатолий ВОРОНИН, руководитель Комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве Общественного совета при Минстрое России, генеральный директор ООО «Мосэксперт»:

Институт негосударственной экспертизы, созданный по инициативе Владимира Путина в 2012 году, по данным Главгосэкспертизы России, в прошлом году рассмотрел и разместил в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) порядка 40% заключений по проектной документации и результатам инженерных изысканий объектов капитального строительства в РФ. Бизнес проголосовал за негосударственную экспертизу и, если бы не ограничения по высоте зданий, заглубленности, бюджетному финансированию, то заказчики в основном перекочевали бы в эту сферу.
Нынешняя картина
К настоящему времени появилась конкуренция, и государственная экспертиза тоже повернулась лицом к заказчикам. Сократились сроки рассмотрения документации, выдачи замечаний по проекту, появилось экспертное сопровождение.
После выхода закона о негосударственных экспертизах было создано Национальное объединение негосударственных экспертиз в строительстве (НОЭКС), куда вошло более 150 организаций. НОЭКС в рамках своей деятельности установило определенные требования к членам объединения, направленные на повышение качества проведения экспертизы. Но, учитывая добровольность НОЭКС, это привело к сокращению численности его членов.
Сегодня насчитывается более 400 негосударственных экспертиз, потому что законодательно установленные требования к аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы минимальны и Росаккредитация формально подходит к этому процессу. Направления деятельности экспертов не учитываются: для аккредитации можно указать пять архитекторов или пять геологов — и открывай новую контору. Потом еще выясняется, что один и тот же эксперт фигурирует в нескольких экспертных организациях.
По закону Росаккредитация проверяет соответствие организации негосэкспертизы требованиям, указанным в ст. 50 Градкодекса РФ, а кто контролирует качество работы негосэкспертизы?
К сожалению, Минстрой России не имеет полномочий по контролю за работой негосударственных экспертиз. Правда, надо отдать должное, ведомство проводит аттестацию и переаттестацию всех экспертов. Но, на мой взгляд, требования к стажу претендента необоснованно занижены, а также не учитываются послужной список (портфолио) и должность претендента. Достаточный ли опыт проектирования может получить вчерашний выпускник института или университета за пять лет, чтобы стать экспертом? Я полагаю, что нет.
Что может посоветовать специалист, проработавший пять лет в проектной организации не всегда понятно на какой должности, закончивший вечернее или заочное отделение института, но выучивший наизусть все правильные ответы на вопросы теста и письменного задания и получивший аттестат эксперта? Он может только одно — написать, какая норма в проекте не соблюдена, но тогда в его аттестате надо писать не «эксперт», а «проверяльщик».
И еще очень важно следующее: эксперт, долгое время не проектирующий, не практикующий, как в государственной, так и в негосударственной экспертизе, постепенно деградирует как профессионал. Поэтому нужна система переподготовки экспертов либо разрешение им проектировать, что на сегодня запрещено законом. Надо эту проблему решать на уровне Минстроя России.
Мои коллеги-оппоненты говорят: «Зачем нужны в штате экспертизы специалисты по всем основным разделам проекта? Какая гарантия, что качество экспертизы улучшится? Можно найти хорошего специалиста на стороне, и стоить он будет дешевле». Я отвечаю: «Принимая на работу того или иного специалиста, вы постараетесь узнать, что он запроектировал, где он ранее работал и т. д. А потом с ним всегда можно встретиться вживую и проконсультироваться».
Я не сторонник формальной экспертизы, когда эксперт написал замечания к проекту, проектировщик ответил, и, если проект сложный, эта переписка может продолжаться до бесконечности. На мой взгляд, нужно чаще встречаться вживую, хотя некоторые эксперты избегают таких встреч, опасаясь, что проектировщик окажется грамотнее эксперта.
А судьи кто?
Нормы только добровольного применения, введенные Минстроем с 1 сентября 2024 года, казалось бы, позволили сделать шаг вперед, ускоряющий сроки проектирования и позволяющий проектировщику при соответствующих обоснованиях отступать от существующих нормативов в градостроительстве. Но пока все же большинство практикующих проектировщиков и экспертов пребывают в «ступоре».
Примерно о том же шла речь 30 июня на совместном заседании Общественных советов при Минстрое России и Росстандарте. Добровольное лицензирование строительных материалов, введенное в России в начале двухтысячных, привело сегодня к увеличению до 40% доли контрафактной продукции.
Наш гуру, единственный инженер-конструктор, удостоенный звания Героя труда, Владимир Травуш также пребывает в недоумении, он тоже не понимает механизма отступления от строительных норм.
Можно считать это нововведение экспериментом, который проводится без активного участия проектировщиков-специалистов в его осознании и внедрении на практике.
Нужно срочно собирать круглые столы с участием практикующих специалистов не только московского, но и других регионов России. Пока же большинство считает, что это нововведение не работает, особенно в регионах.
В нашей недавней практике были случаи, когда заказчик предоставлял заключение неизвестных нам организаций, обосновывающих отступления в проекте от свода правил (СП). Наш эксперт отказался принимать эти обоснования. Заказчик пошел в другую экспертизу, где это обоснование приняли, и проект загрузили в ЕГРЗ.
Пример приведен не случайно: в силу несовершенства законодательства в отсутствие контроля за деятельностью негосударственных экспертиз и с появлением многочисленных организаций, получивших непонятно как аккредитацию и право давать оценку проектной документации, могут не сегодня, так завтра произойти пожары и обрушения построенных объектов. Уверен, что, создав саморегулирование негосударственной экспертизы, можно будет устранить те недостатки, которые мы сегодня имеем. По сравнению со строителями и проектировщиками экспертов в десятки раз меньше, да и Минстрою легче будет проконтролировать деятельность двухтрех саморегулируемых организаций (СРО), а возможно, и одной.
Что делать
Необходимо исключить на законодательном уровне возможность создания юридических лиц для проведения негосударственной экспертизы проектной документации либо результатов инженерных изысканий. Негосударственная экспертиза проектной документации должна оказывать комплексную услугу, включая результаты инженерных изысканий. Для это достаточно в законодательных актах, касающихся деятельности негосударственной экспертизы, во фразе «негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий» удалить союз «(или)». Это необходимо, чтобы экспертиза отвечала «не только за пуговицы», но и за весь проект, включая изыскания.
Важно законодательно предусмотреть обязательность членства юридических лиц в СРО как основного требования при аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. При этом количество членов для формирования СРО должно быть не менее 100, что сведет до минимума (исключит) возможность нерадивым участникам менять СРО «как перчатки».
В соответствии со статьей 959 Гражданского кодекса РФ, ежегодные страховые взносы члена СРО должны корректироваться с учетом выполненных объемов работ за предыдущий год, подтвержденных сведениями из ЕГРЗ. Размер страховых взносов для каждого члена СРО, так же, как и ОСАГО, должен учитывать стаж и «безаварийность» страхователя.
Минстрою России совместно с оператором ЕГРЗ желательно рассмотреть вопрос о возможности установки фильтра для размещения заключений в ЕГРЗ в соответствии с действующей (действующими) аккредитацией (аккредитациями) организации негосударственной экспертизы. То есть, если организация негосударственной экспертизы аккредитована только на экспертизу проектной документации, то она не может размещать в ЕГРЗ заключения экспертизы по результатам инженерных изысканий или заключения экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий. Соответственно, организация, аккредитованная только на экспертизу результатов инженерных изысканий, не может размещать в ЕГРЗ заключения экспертизы по проектной документации или заключения экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий, как это сделано в отношении заключений государственной экспертизы по достоверности сметной документации объектов, финансируемых за счет средств, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ.
Учитывая, что основная масса заключений негосударственной экспертизы подготавливается в отношении производственных и непроизводственных объектов капитального строительства нормального уровня ответственности, то для аккредитации и членства в СРО негосударственной экспертизы количество штатных работников юридического лица, аттестованных на право проведения экспертизы проектной документации, должно обеспечивать рассмотрение всех разделов проектной документации.
Необходимо увеличение стажа работы в проектной организации до 10 лет на должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта или ведущего специалиста для аттестации на право быть экспертом.
В качестве особенности и новаторства предлагается, чтобы ответственность СРО негосударственной экспертизы перед третьими лицами обеспечивалась не компенсационным фондом, а страхованием деятельности каждого члена СРО в страховой компании или в уполномоченном банке с учетом выполненных объемов работ (заключений, размещенных в ЕГРЗ). Соответственно, экспертные организации, не выполняющие указанные выше требования, не должны быть допущены в СРО.
Номер публикации: №25 18.07.2025