Основное новшество, которое содержит законопроект, состоит, пожалуй, в том, что будет пересмотрен размер денежной компенсации за изымаемое жилье и из нее вычтут расходы на снос ветхого здания или ремонтно-восстановительные работы, если дом подлежит реконструкции. При этом сумма компенсации не может быть меньше порога, который установят регионы.
Собственников обяжут доплатить разницу, если стоимость предоставленной государством новой квартиры превысит размер возмещения. Сейчас в федеральном законодательстве это не предусмотрено и предложенные Минстроем поправки ликвидируют данный пробел.
Далее, будет снят действующий пока запрет на приватизацию квартир в аварийных домах, а собственников освободят от взносов на капремонт, как только дом признают подлежащим сносу. Отдельно оговорены права граждан, проживающих в аварийном фонде по договору социального найма. Содержащиеся в законопроекте новеллы призваны уравнять их в правовом отношении с собственниками. «Тем самым у граждан, являющихся нанимателями жилых помещений, появится возможность выбора мер поддержки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Например, если жители аварийных квартир не захотят приватизировать свои квадратные метры, им предоставят новое жилье по договору соцнайма. Срок проживания в такой квартире не сможет превышать 25 лет. Но граждане получат право за это время эти метры выкупить. Кроме того, за найм предоставленного помещения будет установлена весьма комфортная плата, которая будет по карману даже малоимущим гражданам с небольшими доходами.
Переселенцам из «аварийки», если они выразят такое желание, может быть предоставлено не одно, а несколько помещений. При этом оговаривается, что их площадь не должна превышать метраж изъятого жилья.
Кроме того, муниципалитеты могут разработать свои виды поддержки собственников. Например, предоставлять им новые квартиры по договору социспользования, если только за пять лет до признания дома аварийным у них не было жилья общей площадью не менее изымаемого. При этом сумма возмещения пойдет в счет уплаты аренды такой квартиры.
Как рассчитывают в Минстрое, предложенные нововведения помогут сократить сроки расселения аварийных домов и снизят бюджетные расходы. Но главное, что это позволит увеличить количество новоселов до 2030 года с 280 до 345 тыс. человек, а площадь расселяемого аварийного жилья должна увеличиться с 5,03 до 6,2 млн кв. метров.
Как считает заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, новая технология направлена на то, чтобы снизить нагрузку на регионы. Это логично, так как на новую программу переселения из домов, признанных аварийными до 1 января 2022 года, из федерального бюджета выделят не так уж много средств, и поэтому финансировать ее в значительно большей степени придется самим субъектам.
Гендиректор Фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов также обращает внимание, что действующая программа расселения «аварийки» требует весьма существенных затрат. И понятно желание их сократить, что и прослеживается в законопроекте.
Поэтому у государства выбор был, по сути, небольшой. Можно было продолжать предоставлять расселяемым из аварийного жилья гражданам все предусмотренные на сегодня гарантии, с учетом, что количество переселенцев не столь велико, как хотелось бы. Или же немного снизить объем гарантий, но расселить большее количество граждан, предоставив им при этом более широкий набор вариантов переселения. Второй вариант для законодателя оказался предпочтительнее.
Ольга СЕРДЮК, член Общественного совета при Минстрое России:
«Предложенные изменения, предусматривающие расширение спектра инструментов, дадут возможность предоставить большему количеству граждан жилье на разных условиях»
Номер публикации: №40 18.10.2024