
На прошедшем недавно в Совете Федерации (СФ) рабочем совещании, посвященном вопросам социального инвестирования, был рассмотрен проект федерального закона «О социальных инфраструктурных контрактах» (СОИК). Разработанный депутатами Государственной Думы, он нацелен на комплексное решение проблем социального инвестирования и совершенствование механизма взаимодействия государства и бизнеса в развитии социальной инфраструктуры в малых и средних городах.
Якорные инвесторы — на якоре
Модератор мероприятия заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Усс отметил, что механизмы привлечения средств бизнеса в строительство социальных объектов в малых и средних городах нуждаются в расширении. Он обратил внимание участников на то, что государственно-частное партнерство (ГЧП) и механизм концессионного соглашения предполагают заинтересованность бизнеса в эксплуатации построенных им объектов и извлечении прибыли непосредственно в ходе реализации проекта. Таким образом, существующие механизмы не могут использоваться для строительства больниц, школ, детских садов и других объектов социальной инфраструктуры, эксплуатация которых предполагает оказание населению бесплатных или частично субсидируемых услуг. Получается, что в этой сфере бизнес может реализовывать только благотворительные проекты. Но на основе одной лишь благотворительности задача привлечения предпринимателей к участию в инфраструктурном развитии малых и средних городов решена быть не может.
«Входя в социальный инвестиционный проект, бизнес, например, может предполагать отложенную во времени компенсацию понесенных расходов, что, разумеется, не мешает достижению социального эффекта, в том числе — повышению привлекательности для работы и проживания населения мест, где предприниматель-инвестор осуществляет свою основную деятельность», — считает Александр Усс.
По его мнению, разработка оптимального механизма организационного и финансового участия бизнеса в развитии социальной инфраструктуры стала особенно актуальна в связи с поручением президента России определить перечень опорных населенных пунктов, обеспечив разработку, утверждение и реализацию программы по их развитию в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Сенатор напомнил, что в малых и средних городах проживает четверть населения страны, при этом, по данным ВЦИОМ, порядка 29% жителей трудоспособного возраста городов с населением до 100 тыс. человек планируют их покинуть, в частности, из-за нерешенных вопросов системного инфраструктурного развития этих городов. В этой связи совершенно очевидна консолидация усилий государства, регионов, муниципальных образований и бизнеса. Речь идет прежде всего о расположенных в небольших городах крупных промышленных предприятиях, которые заинтересованы в высоком уровне качества окружающей среды для своих работников.
Депутатский поход
Более подробно о необходимости нового закона участникам совещания рассказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы (ГД) по промышленности и торговле Александр Дроздов. По его словам, интерес к этой теме у депутатов возник после того, как в феврале прошлого года президент РФ в своем послании Федеральному Собранию РФ заявил о необходимости разработки мастер-планов для 200 городов, а также определения не менее 2 тыс. опорных населенных пунктов на территории РФ. Именно тогда инициативная группа депутатов из различных комитетов ГД, в том числе и Александр Дроздов, заинтересовалась вопросом о том, каким образом будет осуществляться финансирование развития городов, для которых будут разработаны мастер-планы.
«Мы несколько таких походов в правительство совершили и выяснили для себя, что пока, во всяком случае, ни на 2024-й, ни на текущий год какой-то отдельной государственной программы, которая бы предусматривала финансирование развития опорных городов или городов, наиболее важных, по которым будут разработаны мастер-планы, не существует. И вряд ли бюджет позволит в ближайшей перспективе их как-то отдельным образом финансировать. Но было сказано, что, да, безусловно, для городов, по которым будут разработаны мастер-планы, будет приоритетное финансирование, но в рамках существующих национальных проектов и госпрограмм. Что губернаторам будут установлены дополнительные ключевые показатели эффективности по оценке развития этих городов, но опять же из существующих резервов», — отметил Александр Дроздов.
В то же время, крупный бизнес, присутствующий в этих городах, хотя и помогает их развивать, однако эта помощь, по словам Александра Дроздова, представляет собой в чистом виде благотворительность. «Нет какого-то механизма, который бы позволял определить, с одной стороны, более понятный, четкий критерий участия такого бизнеса в развитии городов, с другой стороны, какие-то варианты возмещения этих расходов и использования дальше этих средств», — посетовал Александр Дроздов.
Все эти обстоятельства и подвигли народных избранников разработать проект СОИК, в который они постарались заложить механизм, предусматривающий обязанности как субъектов РФ по отношению к предложениям предпринимателей, так и бизнеса, чтобы он строил объекты социальной инфраструктуры и реализовывал эти проекты в соответствии с понятным заказом государства. Депутаты внесли в проект нового закона ряд юридических моментов, связанных как с рассмотрением таких предложений, так и с механизмом возврата затраченных для их реализации ресурсов.
Александр Дроздов признал, что в какой-то части проект закона на сегодня получился довольно тяжеловесным и нуждается в детальном обсуждении с правительством РФ и другими заинтересованными структурами, однако организовать его постатейное рассмотрение совместно с ними депутатам пока не удалось. Главную проблему депутат видит в отсутствии политического решения о том, что предусмотренный в этом законопроекте механизм действительно нужен и позволит сдвинуть с мертвой точки финансирование инфраструктурных социальных проектов в регионах.
Без процентов
Суть законопроекта раскрыла вице-президент РУСАЛа Елена Безденежных. Она отметила, что РУСАЛ и другие компании, принявшие участие в создании этого документа, начали с обсуждения мер стимулирования, которые могли бы быть установлены государством для того, чтобы предприятия вкладывали денежные средства в строительство того или иного социального объекта. Сейчас это происходит спонтанно.
Например, РУСАЛ в период пандемии построил 9 госпиталей и безвозмездно передал их на баланс муниципалитетов. Сейчас им построено 13 центров спортивных единоборств, которые также передаются без возмещения. «Это наш акт доброй воли. Есть предприятия, которые так же, как и мы, помогают муниципалитетам, территориям. Но для всех нас это является именно такими спонтанными и нерегулируемыми актами. Когда мы начинаем разговаривать с представителями местного самоуправления, какой из объектов для них является первоочередным, сколько он будет стоить, как будет эксплуатироваться, какие затраты на содержание, естественно, они говорят о том, что для них это не предусмотренный их мастер-планами объект, он станет на балансе недопустимым бременем. Перед ними дальше встают вопросы, как содержать и т. д.», — пояснила Елена Безденежных.
Авторы законопроекта попытались разрешить эту коллизию, предусмотрев в документе возможность финансирования в дальнейшем подобных объектов за счет федерального либо региональных бюджетов, потому что для местного самоуправления малых городов, особенно городов Крайнего Севера и Сибири, — это тяжелый груз.
Говоря о сути законопроекта, Елена Безденежных отметила также, что, в принципе, это ГЧП, в рамках которого взаимодействие государства и бизнеса может быть различным. Оно может быть в виде ГЧП как такового, концессии или, например, соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Партнерство государства и частного бизнеса в рамках СОИК заключается в том, что бизнес строит за свой счет, вводит в эксплуатацию и передает муниципалитету готовый объект, который предусмотрен в предварительно утвержденном в установленном законом порядке мастер-плане. Муниципалитет в последующем эксплуатирует этот объект самостоятельно, независимо от того, извлекает он при этом прибыль или нет, будь то садик, школа, центр спортивных единоборств, медицинский центр или другой объект, построенный в соответствии с мастер-планом. При этом Елена Безденежных подчеркнула, что в отличие от СОИК концессия предусматривает последующую эксплуатацию самим бизнесом построенного им объекта.
В будущем бизнес имеет право на возмещение затрат, объем которых должен пройти верификацию путем утверждения Главгосэкспертизой проекта строительства, прохождения экспертизы проектно-сметной стоимости в установленном порядке. При этом он имеет право на возмещение через один, два или, например, три года — в зависимости от стоимости и конкретного договора, который будет заключен в порядке исполнения СОИК.
Предусмотрена и вариативность возмещения, потому что в отличие от СЗПК и различных региональных инвестиционных проектов, где возмещение идет за счет налога на прибыль, авторы законопроекта о СОИК учли, что у предприятия социально ответственного бизнеса, которое может построить тот или иной объект в маленьком поселке, часто не бывает там прибыли. Среди вариантов возмещения — земельные участки или объекты недвижимости, стоимость которых определяется в установленном законом порядке, субвенции или субсидии, предоставляемые федеральным центром или регионом для покрытия затрат.
В заключение Елена Безденежных отметила, что СОИК позволит не только значительно сократить сроки строительства объектов социального назначения, но и, по сути дела, обеспечить кредитование государства бизнесом при строительстве таких объектов, причем без процентов.
Александр УСС, заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

«Инициативно и государство, и бизнес могут решать отдельные, как правило, наиболее острые вопросы социального и инфраструктурного развития. Требуется консолидация таких усилий — в том числе выработка оптимального механизма взаимодействия сторон, основанного на балансе интересов»
Номер публикации: №22 27.06.2025