
«Основное условие реализации ресурсного метода — количественное и качественное наполнение ФГИС ЦС данными о стройресурсах. К нашему совещанию мы провели опрос регионов, и фактически все они отметили проблему невысокого уровня наполняемости системы. Количество текущих сметных цен, размещенных в ФГИС ЦС, крайне мало. Сметная стоимость строительных ресурсов, определенная с применением индексов по группам однородных ресурсов, не всегда отражает их фактическую стоимость», — отметил Сергей Лукин. Он также подчеркнул, что в ситуации ориентирования на такую цену при определении сметной стоимости строительства существуют риски отказа подрядных организаций от участия в конкурсных процедурах на выполнение работ, и как следствие — срыв сроков реализации проектов
С точки зрения регионов
Основную проблему Сергей Лукин видит в том, что предприниматели, поставщики и производители не понимают необходимости размещения в ФГИС ЦС актуальных данных, потому что независимо от того, разместили они в ней эту информацию или нет, на сбыт их продукции это никак не влияет. Чтобы хозяйствующие субъекты были понятливей, регионы предлагают стимулировать их к внесению сведений о ценах в ФГИС ЦС с помощью системы административных штрафов за непредоставление информации или за предоставление недостоверных данных.
Кроме того, в перечень лиц, которые должны предоставлять сведения в ФГИС ЦС, предлагается включить организации, внесенные в Национальный реестр добросовестных поставщиков и производителей строительных ресурсов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). При этом одним из главных критериев для включения юридических лиц в этот реестр, по мнению сенатора, следует определить регулярную подачу ими в ФГИС ЦС достоверных данных о стоимости материалов.
«Данные меры могут способствовать улучшению ситуации в отрасли и повышению качества исполнения строительных контрактов», — заявил Сергей Лукин и предложил Минстрою России и Главгосэкспертизе рассмотреть эти предложения регионов.
Вопрос цены
Выступивший вслед за сенатором заместитель министра строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко начал с того, что РИМ учитывает обеспечение задействованных в строительстве кадров заработной платой, затраты на необходимые машины и механизмы, а также стоимость стройматериалов. Замминистра подробно рассказал о проблемах, возникающих при размещении в ФГИС ЦС этих трех основных ресурсов, на основании которых формируется сметная стоимость строительства.
По его словам, главная задача, стоящая сейчас перед Минстроем, по наполняемости ФГИС ЦС данными о заработной плате заключается в корректировке методологии ее расчета с учетом проблем, которые выявил возникший в последнее время кадровый дефицит. При этом он отметил, что отраслевая зарплата пока что не утверждена в дорожной сфере, а что касается региональной зарплаты, то некоторые субъекты федерации не пересчитывали ее уже два-три года.
Замминистра также сообщил, что совместно с Росстатом и Минэкономразвития Минстрой рассчитал четыре агрегированных индекса-дефлятора, на основании которых планируется перейти от твердой цены контракта к формульной цене, когда стоимость контракта будет пересчитываться ежегодно на основании фактической инфляции. «Причем если она идет вверх, значит, дельта между прогнозом, который был заложен в контракт, и фактическим показателем должна быть пересчитана. Если она идет вниз, то она тоже должна быть пересчитана. Эту дельту между прогнозом и фактом мы должны подрядчикам компенсировать, это однозначно», — заверил Сергей Музыченко. Он также подчеркнул, что в большинстве случаев информация в ФГИС ЦС соответствует рыночной стоимости, и эта стоимость закладывается в сметную документацию. Теперь с учетом периода реализации проекта предстоит создать механизм компенсации, а именно формульную цену.
Игра на понижение
Поднял Сергей Музыченко и наболевший вопрос об изменении стоимости объекта. «Разрыв между вышедшей из экспертизы проектной документацией и разыгранной на торгах должен пересчитываться индексами Минстроя и доводиться до той стоимости, которая выставляется на торги. Многие заказчики где-то намеренно, где-то по незнанию этого не делают, потому что лимиты заканчиваются. То есть запланировали реализацию в этом году, в итоге не получилось — перенесли на следующий год. А когда считаешь следующий год, то берешь индексы следующего года и не попадаешь с учетом этого пересчета в лимит. Поэтому применяют искусственные индексы понижения», — рассказал Сергей Музыченко.
В том, что с этим вопросом необходимо разобраться, с замминистра согласился заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов. По его словам, использование заказчиками при проверке сметной документации так называемого «коэффициента приведения к лимитным обязательствам» позволяет им искусственно уменьшать стоимость контрактов, что приводит к недофинансированию проектов и возрастанию рисков появления недостроев. «Мы считаем, что необходимо законодательно запретить применение любых понижающих коэффициентов кроме тех, которые связаны с тендерным снижением цены в рамках конкурсов. Если экспертиза подтвердила, что перерасхода средств нет, то зачем подрядчик должен компенсировать ошибки заказчика? Это несправедливо и нелогично», — заявил Павел Малахов.
Штрафы или биржа?
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, поднятых на совещании, оказалось предложение регионов о введении штрафов за непредоставление информации в ФГИС ЦС. По мнению Сергея Музыченко, введение штрафных санкций к поставщикам и производителям нецелесообразно, поскольку влечет за собой появление очередной контрольно-надзорной функции. «Надо сделать так, чтобы те, кто производит и поставляет стройматериалы, даже не замечали, как их данные уходят в ФГИС ЦС. В первую очередь мы сейчас с коллегами прорабатываем механизм заключения сделок через электронную торговую площадку, через биржу, и автоматическую передачу данных в ФГИС ЦС. Это агрегатор данных, которые мы планируем тоже ввести», — сообщил замминистра.
В свою очередь, Павел Малахов отметил, что, по мнению НОСТРОЙ, внедрение биржевых торгов стройматериалами связано с казначейским сопровождением контрактов и условиями поставки, которые не всегда удобны для небольших подрядчиков.
Еще более категорично высказалась по этому поводу директор по развитию Томского центра ценообразования в строительстве Юлия Павлова: «Когда мы говорим о реализации проектов на территории субъектов, очень здорово, когда рассказывают про биржи. Но в регионах нет никаких бирж, и никто туда ничего поставлять не собирается, и покупать там тем более не собирается».
К сказанному на совещании о биржевой торговле можно добавить, что, действительно, в настоящее время Главгосэкспертиза и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа прорабатывают вопрос о возможности учета данных биржевых и внебиржевых торгов при определении сметных цен строительных ресурсов, формируемых с использованием данных ФГИС ЦС, и с этой целью между ними уже заключено соглашение о взаимодействии. Кроме того, в рамках исполнения поручений вице-премьера РФ Марата Хуснуллина сейчас прорабатывается вопрос о биржевой торговле строительными ресурсами с использованием всех имеющихся биржевых и электронных торговых площадок. При этом речь идет об обязательной реализации на бирже порядка 10% от общего объема базовых строительных материалов, поставляемых крупными производителями на российский рынок.
В этой связи заслуживает внимания проблема, обозначенная представителями Санкт-Петербурга в ходе подготовки к совещанию в СФ. Ее суть состоит в том, что в настоящее время у оптовых поставщиков отсутствует обязанность предоставлять информацию о ценах на строительные ресурсы органам исполнительной власти субъектов РФ. Решение этой проблемы в сочетании с мерами по развитию биржевой торговли стройматериалами поможет значительно расширить круг качественных ценовых показателей для наполнения ФГИС ЦС.
Справочно:
В ФГИС ЦС зарегистрировано 85 субъектов РФ и 40 349 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, опубликовано 13 167 позиций прямых сметных цен (21% от 62 988 размещенных прямых сметных цен на материалы, изделия, конструкций и оборудование) в разрезе уникальных кодов классификатора строительных ресурсов, по которым осуществляется определение сметных цен из расчета всех субъектов (ценовых зон) Российской Федерации.
Номер публикации: №06 21.02.2025