В Минстрой России и в Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») регулярно поступают вопросы от проектировщиков о статусе сводов правил, принятых Госстроем России (например, СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства», СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства», СП 41-104-2000 «Проектирование автономных источников теплоснабжения», СП 31-107-2004 «Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий» и многих других).
Эти «старые» своды правил разрабатывались в рамках системы нормативных документов в строительстве, установленной СНиПом 10-01 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» как документы добровольного применения, развивающие положения обязательных к применению строительных норм и правил (СНиП). СНиП 10-01 утратил силу с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а все остальные СНиПы потеряли свой статус, были признаны сводами правил и актуализированы как своды правил в период 2011-2013 г.г.
Минстрою нередко предлагали отменить те «старые» своды правил Госстроя. Но дело в том, что Минстрой России (как и Госстрой, преемником которого Минстрой является) никогда не утверждал эти документы, поэтому не может их отменить. Все эти СП были одобрены и рекомендованы к применению постановлениями Госстроя России.
Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» свод правил утверждается федеральным органом исполнительной власти, таким образом СП Госстроя России не являются сводами правил в соответствии Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований самого закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 закона перечни (обязательный и добровольный), или требований специальных технических условий.
В пресс-службе ФАУ «ФЦС» отметили, что СП Госстроя России не включены в указанные перечни и не могут применяться для оценки соответствия требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Эти «старые» своды правил разрабатывались в рамках системы нормативных документов в строительстве, установленной СНиПом 10-01 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» как документы добровольного применения, развивающие положения обязательных к применению строительных норм и правил (СНиП). СНиП 10-01 утратил силу с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а все остальные СНиПы потеряли свой статус, были признаны сводами правил и актуализированы как своды правил в период 2011-2013 г.г.
Минстрою нередко предлагали отменить те «старые» своды правил Госстроя. Но дело в том, что Минстрой России (как и Госстрой, преемником которого Минстрой является) никогда не утверждал эти документы, поэтому не может их отменить. Все эти СП были одобрены и рекомендованы к применению постановлениями Госстроя России.
Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» свод правил утверждается федеральным органом исполнительной власти, таким образом СП Госстроя России не являются сводами правил в соответствии Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований самого закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 закона перечни (обязательный и добровольный), или требований специальных технических условий.
В пресс-службе ФАУ «ФЦС» отметили, что СП Госстроя России не включены в указанные перечни и не могут применяться для оценки соответствия требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Авторы: СГ-Онлайн