«СГ»: Сергей Александрович, вы более года возглавляете думский Комитет по строительству и ЖКХ. Какие из принятых за этот срок депутатами решений и законов являются самыми важными?
Сергей Пахомов: Слишком объемный вопрос. Постараюсь совсем крупными мазками, чтобы читатели не устали уже в самом начале.
Весь год прошел под знаком поддержки стройотрасли — сначала в контексте коронавирусных ограничений, а затем санкционного давления. Это подтолкнуло нас к логичным решениям по упрощению административно-согласительных процедур — их мы уже сократили на треть. В частности, пересмотрели порядок строительства инфраструктурных и инвестиционных объектов, законодательно зафиксировали возможность параллельного проектирования и строительства, перекинули экспертное сопровождение проектной документации на предпроектную стадию. Скорректировали сроки принятия градостроительных решений. Например, даем право регионам объединять в один документ генеральные планы и правила землепользования и застройки. В рамках разбюрократизации отрасли мы уточнили понятие исчерпывающего перечня документов, необходимых для строительства.
Органы власти больше не смогут требовать от заявителя документы, и так находящиеся у них в распоряжении. Перечень документов, которые должен предоставить застройщик, уменьшился примерно на 100 позиций. Каждое подобное решение сокращает инвестиционно-строительный цикл и упрощает сам процесс, а стало быть, экономит время, деньги и нервы, что тоже важно.
Мы установили новые требования к приемке работ по капитальному ремонту, они начнут действовать с 1 марта будущего года. Акт приемки будет подписываться в том числе органом местного самоуправления и лицом, уполномоченным действовать от имени собственников. Втихую подписать документы фондам капремонта и подрядчикам между собой больше не получится.
Чтобы поддержать стройкомплекс в условиях жестких санкций, мы разрешили фондам капремонта направлять подрядчикам в качестве аванса более 30% стоимости контракта. Это необходимо, чтобы не было срывов закупки дорогостоящих материалов и оборудования.
Про ужесточение принципов работы управляющих компаний (УК), думаю, мы поговорим в следующем году отдельно. Но среди главных решений — повышение кворума для принятия решения о выборе управляющей компании до 50% + 1 голос от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме (МКД). Аналогичная норма уже действует при создании ТСЖ. Кроме того, по новым правилам инициатор общего собрания собственников в МКД должен размещать информацию о нем в ГИС ЖКХ или в региональной информационной системе, а решение и протокол собрания — не позднее, чем через 10 дней после его проведения. Это даст главное — прозрачность и ответственность. Теперь искать ответственного за поддельные протоколы долго не придется.
Мы запретили водоканалам бесконтрольно включать потери воды в своих сетях в тарифы для граждан. С 1 марта вступит в силу закон, регламентирующий учет потерь воды посредством нормативов. Методику расчета таких нормативов утверждает Минстрой России, а сами нормативы будут устанавливать субъекты РФ.
Вводится потолок платы для граждан — предельный индекс, который самостоятельно устанавливает субъект. Выше этого индекса плата для граждан быть уже не сможет.
Мы упрощаем процедуры получения гражданами субсидий. Ввели в действие норму, исключающую необходимость собирать справки, имеющиеся в распоряжении госструктур. Это будет происходить в рамках межведомственного взаимодействия. Например, по всей стране жители старше 70 лет получают субсидии за капремонт автоматически, без обращения в организации. Наша задача — автоматизировать процесс по всем видам субсидий и выплат в сфере ЖКХ.
«СГ»: Какие законопроекты сейчас находятся в работе и имеют шансы быть одобренными, а какие документы планируется принять до момента окончания нынешней сессии или позднее?
С.П.: Мы не намерены отказываться от нашего вектора на упрощение всех возможных согласительных процедур в строительстве и на разбюрократизацию отрасли в целом, будем и дальше принимать подобные решения, естественно, не в ущерб качеству и безопасности.
Сегодня требуют более четкой регулировки взаимоотношения покупателя и застройщика. Вопрос сложный, но важный.
Также мы собираемся заняться сегментом проектирования. К сожалению, в целом качество проектирования сегодня мы не можем назвать высоким. При этом количество компаний на этом рынке зашкаливает — их более 50 тыс. Полагаю, при принятии решений о либерализации рынка подразумевалось, что конкуренция поднимет качество. Сегодня мы видим только повсеместное снижение цен на торгах и, как следствие, дешевые во всех смыслах этого слова проекты, впоследствии подвергающиеся многочисленным корректировкам. Дешевый проект — равно дорогая стройка, это факт. И вообще, нам надо повнимательнее взглянуть на роль архитектора и проектировщика на самой стройке, на их ответственность. Возможно, все это разом поднять. Это могло бы быть отражено в новом законе об архитектуре. Но есть еще один важный момент — отрасль ждет переход на цифру. То есть поменяется практически все.
Продолжим работу по совершенствованию законодательства для защиты прав участников долевого строительства, ищем пути развития института арендного жилья. Не прекращается в стенах Госдумы и дискуссия по поводу правового статуса апартаментов. Со временем упростим процедуру входа провайдеров в МКД: жители должны иметь право выбора и получать качественные услуги по адекватной цене. В поле нашего зрения — лифтовое хозяйство, где проблемы видны невооруженным глазом.
Заметным решением должны стать единые правила управления коттеджными поселками, а заодно и гаражными кооперативами.
Одним из важных вопросов для нас остается безопасное использование газового оборудования. Здесь мы придерживаемся принципа «одна обслуживающая компания — один дом». Мы получили экспертное мнение от участников рынка, все формулировки в законе будут однозначными, трактовать их в выгодные стороны возможности не будет. Этот закон станет одним из первых в новом году.
Продолжаем работу над совершенствованием подходов к проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Речь о предваряющем техническом обследовании жилых домов, которое позволит правильно определить необходимые работы с возможностью вносить изменения в действующие программы.
Также работаем над форматированием системы управления МКД в целом. Рынок слишком долго находился в расслабленном состоянии и практически прекратил обращать внимание на качество предоставляемых услуг; пришло время защитить граждан от некачественно работающих УК. Часть инициатив уже реализована, часть будет принята в ближайшее время. Здесь же я бы отметил необходимость глубокой цифровизации этого сегмента отрасли.
«СГ»: Как, на ваш взгляд, нарастить в стране долю энергоэффективных новостроек?
С.П.: Давайте сразу придем к общему знаменателю по этому вопросу. Мы все убеждены — и коллеги в Минстрое России с нами согласны, — что без энергоэффективности и учета ресурсов порядок в сфере ЖКХ мы не наведем. Поэтому в рамках модернизации инфраструктуры все мероприятия будут планироваться и осуществляться через эту призму.
Что касается МКД, то программы энергоэффективности там утверждаются собственниками помещений. Также в таких документах прописываются мероприятия по повышению энергоэффективности МКД, уменьшению потребления коммунальных ресурсов и т. д. В этом вопросе нам нужно проработать меры государственной поддержки, чтобы жители понимали: их активная позиция по вопросу энергоэффективности будет поддержана органами власти. Эту идею и будем стараться развить.
«СГ»: В принятой недавно «Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года» непосредственно коммуналке уделено в три раза меньше места, чем строительству. Это нормально?
С.П.: И для исполнительной власти, и для нас она закрепила опорные точки, от которых мы будем отталкиваться при разработке новых и доработке старых законодательных актов. Хочу отдельно подчеркнуть, что Стратегия — это все-таки документ про миссию и про магистральные направления. Если говорить о ЖКХ, то для него сегодня вместе со стратегиями как воздух нужны конкретные программы модернизации и развития. Кстати, прямо сейчас мы совместно с коллегами из Минстроя России завершаем первый этап серьезной работы на эту тему. В бюджете страны на будущие три года под эти цели уже зарезервировано 260 млрд рублей. Сумма недостаточная, но это уже шаг вперед. Как минимум, мы должны выйти на 150-200 млрд в год из федерального бюджета плюс сопоставимое софинансирование регионов и инвесторов, чтобы изменения стали ощутимыми в масштабах страны на горизонте 3-5 лет. Будем работать над этим. Понимание, что систему ЖКХ нужно экстренно спасать, есть у всех.
Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:
«Работа по совершенствованию «долевого законодательства» будет продолжаться, как и поиск путей развития института арендного жилья в стране»
Номер публикации: №49 23.12.2022