«В каждом субъекте Федерации сотни, тысячи зданий, объектов в федеральной собственности, которые не используются в государственных целях и пребывают в неудовлетворительном состоянии. Мало того, что они уродуют внешний облик городов, продолжают разрушаться, они не вовлекаются в хозяйственный оборот», — обосновала спикер Совфеда целесообразность такой проверки.
Вместе с тем, проблема более масштабна, поскольку во владении федерального центра находится меньшая часть заброшенных домов и прочих строений, основное же их количество принадлежит властям субъектов и муниципалитетам. Причем муниципальных заброшенных строений больше всего, и причина этого банальна — низовые органы власти располагают весьма скудными средствами на содержание своего имущества.
Сколько таких строений по стране — примерно известно. Согласно отчету Генпрокуратуры за 2023 год, было выявлено свыше 181 тыс. заброшенных объектов, из них 157 тыс. — в сферах жилищно-коммунального хозяйства. Муниципалитетами не поставлены на учет более трети из них, права зарегистрированы лишь на пятую часть, в безопасное состояние приведено только 10% от их числа.
Но эти данные нуждаются в регулярном уточнении, так как юридический статус заброшенных зданий меняется, иногда их сносят или они разрушаются вследствие несанкционированных внешних воздействий, пожаров и т. п.
Поэтому нужна всеобъемлющая ревизия такой недвижимости, и предложение о ее проведении было поддержано премьером Михаилом Мишустиным.
При этом уже имеется позитивный опыт такой работы на региональном уровне. Недавно пилотный проект по выявлению заброшенных федеральных зданий был реализован Росимуществом в Ярославской области. В итоге было выявлено 2,5 тыс. таких сооружений, сотрудники ведомства вместе с региональными властями доуточнили дальнейшие целевые функции этих объектов, а часть их уже передана в госкорпорацию развития «ДОМ.РФ» для дальнейшей аукционной продажи.
В правительстве отметили важность этой работы и поддержали распространение ярославского опыта на другие субъекты. Как считает президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, заброшенные объекты, которые находятся в федеральной собственности, необходимо вовлекать в хозяйственный оборот, и передача их субъектам РФ, скорее всего, активизировала бы этот процесс.
В качестве инструмента решения этой проблемы видятся и механизмы комплексного развития территорий. Если заброшенные здания расположены на таких участках, то они могут быть снесены или перепрофилированы за счет средств инвесторов.
В этом контексте особо выделяется судьба заброшенных объектов культурного наследия (ОКН). Причем крайне остро стоит вопрос памятников деревянного и, в частности, церковного зодчества в отдаленных населенных пунктах — периодически ОКН сгорают и рушатся. То же относится и к старинным усадьбам, многие из которых ждут своего возрождения. Примеры такого возрождения есть. В частности, повезло усадьбе «Хвалевское» в Вологодской области, которая была приведена в порядок потомками владевшего ею рода Качаловых. Но этот случай является, скорее, исключением на фоне общей неблагополучной статистики.
Проблема в том, что реконструкция заброшенных ОКН далеко не всегда интересна инвесторам даже на условиях символической арендной платы в ходе дальнейшего их использования после реставрации. Поэтому сохранение ОКН в любом случае потребует бюджетного софинансирования, а также законодательного обеспечения.
Надежда КОСАРЕВА, президент Фонда «Институт экономики города»:
«Первыми шагами на пути решения проблемы заброшенных зданий должны стать инвентаризация и оценка их состояния»
Номер публикации: №28 26.07.2024