По корректной цене: сибирские саморегуляторы совместно с НОСТРОЙ обсудили проблему занижения стоимости госконтрактов

По корректной цене: сибирские саморегуляторы совместно с НОСТРОЙ обсудили проблему занижения стоимости госконтрактов

По корректной цене: сибирские саморегуляторы совместно с НОСТРОЙ обсудили проблему занижения стоимости госконтрактов НОСТРОЙ

Попытки сэкономить бюджетные средства посредством искусственного занижения сметной стоимости объектов государственного и муниципального заказа ведут не к реальному сбережению бюджетных денег, а к росту числа долгостроев в регионах. Что могут сделать саморегулируемые организации для снижения комплекса рисков, связанных с занижением цен бюджетных контрактов, руководители проектно-изыскательских и строительных СРО Сибирского федерального округа обсудили на недавнем совещании с участием президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова. Модератором выступил координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ по Сибирскому федеральному округу, вице-президент Российского Союза строителей Максим Федорченко.

Порочная практика

Антон Глушков обозначил свою оценку ситуации, связанной с формированием недостоверной начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) на бюджетных объектах. Одной из причин ее возникновения он назвал стремление субъектов РФ уложиться в строго обозначенные бюджетом лимиты, следствием чего становится искусственное занижение стоимости объектов. Такие ограниченные лимиты вопреки объективным расчетам и необходимости учета множества факторов закладываются в основу техзаданий на проектирование «бюджетных» сооружений (в том числе строительство инженерных сетей, благоустройство, технические присоединения к магистралям водо- и теплоснабжения и т. д.), формируя изначально нереалистичную НМЦК, констатировал глава НОСТРОЙ. При этом стоимость самого объекта может составлять лишь 70% от общей сметной стоимости проекта, остальное — «сопутствующие», но необходимые затраты, игнорирование которых как раз и «закладывает мину в контракт». С порочной практикой установления «лимитных показателей» стоимости контрактов со ссылкой на «сдержанность бюджета», сказал Антон Глушков, нужно бороться не эмоциями, а конкретными цифрами и экспертными расчетами.

Как отметил Максим Федорченко, сегодня до 80% государственных и муниципальных контрактов подрядчики не успевают выполнить своевременно; к сожалению, в части случаев за «просрочкой» следует расторжение контракта по инициативе заказчика.

Во многом это происходит из-за неправильного формирования НМЦК, результатом чего становится ее занижение, лишающее подрядчика возможности нормально выполнить свои обязательства. Нести ответственность за последствия приходится не только самому подрядчику, но и той саморегулируемой организации, членом которой он является, — а это значит, что возникает риск выплат из компенсационных фондов, возмещать которые придется остальным членам СРО.

Очевидно, что и подрядчики, и СРО, на которых сегодня лежит большая ответственность по контролю исполнения государственных и муниципальных строительных контрактов, заинтересованы в формировании справедливой цены бюджетных объектов.

Анализ, мониторинг, рекомендации

Чтобы помочь СРО оперативно выявлять случаи занижения НМЦК и способствовать необходимой ее корректировке, НОСТРОЙ подготовил специальные «Рекомендации по мониторингу исполнения государственных (муниципальных) контрактов в части формирования цены контракта».

Подробнее об этом методическом документе рассказал заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов. Он напомнил: определение НМЦК при осуществлении закупок по строительству регламентировано приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр. НМЦК формируется заказчиком на основании сметной документации, входящей в состав проектной документации, в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градкодекса. Пунктом 8 приказа 841/пр предусмотрено, что если для определения НМЦК используется сметная документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости в уровень цен на дату определения НМЦК заказчик обязан использовать не индексы фактической инфляции, а более оперативные и актуальные индексы изменения сметной стоимости, размещенные Минстроем России в Федеральном реестре сметных нормативов (ФРСН) — те, которые действуют на дату определения НМЦК. Об этом же говорят и разъяснения Минстроя России от 29.08.2024 №50069-СМ/09.

В то же время, проведенный НОСТРОЙ мониторинг выявил, что фактически заказчики переводят сметную стоимость строительства в уровень цен на дату формирования НМЦК посредством индексов инфляции, что занижает цену контракта уже на стадии определения НМЦК.

Павел Малахов подчеркнул: поскольку некорректная стоимость создает риски исполнения контракта и применения к подрядчику различного рода санкций с субсидиарной ответственностью в отношении СРО, саморегулируемым организациям важно на начальной стадии проводить профилактическую работу как с заказчиками, так и с подрядчиками (возможно, за рискованный контракт в принципе не следует браться, а если уж взялись, его надо вести на особом контроле со стороны саморегулируемой организации).

Павел Малахов напомнил рекомендованный нацобъединением алгоритм действий строительных СРО по данному вопросу, который был представлен 1 июля на всероссийском совещании под руководством Антона Глушкова. Он основан, среди прочего, на анализе сметно-нормативной базы, ставшей основанием для сметной цены объекта в лоте, а также на сопоставлении даты составления сметной документации с датой формирования НМЦК (если разрыв превышает полгода, потенциальный контракт плавно перетекает в зону риска неисполнения по причине заниженной цены).

Как уточнил Антон Глушков, Национальным объединением строителей на базе информационно-аналитической платформы строительной отрасли НОСТРОЙ разработан и введен в эксплуатацию аналитический сервис мониторинга контрактов, обеспечивающий углубленный анализ документации и условий закупочных процедур. Инструмент также призван помочь свести к минимуму правовые и финансовые риски при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Не допустить долгостроев

Максим Федорченко призвал руководителей профильных сибирских саморегулируемых организаций активнее включаться в работу с использованием предложенных НОСТРОЙ инструментов. Фактически СРО помогают национальным проектам: превращение бюджетных строек в долгострои срывает реализацию этих нацпроектов. В таком ракурсе очевидна равная заинтересованность в формировании адекватных рынку цен контрактов уже не только СРО и подрядчиков, но и органов исполнительной власти, их профильных подразделений. Максим Федорченко указал на необходимость донести до заказчиков, особенно до региональных минстроев и руководства субъектов федерации, мысль о том, что риски срыва контракта из-за изначально нереалистичной цены фактически превращаются в «мину замедленного действия» и для самих заказчиков. Поэтому СРО имеет смысл предупредить их об опасности как можно раньше. Координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу настоятельно рекомендовал коллегам «приступить к этой работе немедленно, учитывая простоту процедуры: надо сопоставить цены, оформить письмо по шаблону и отправить». По его оценке, обобщенная информация по отправленным письмам и особенно по обратной связи от представителей государственного и муниципального заказчика позволит объективно и глубоко оценить масштаб проблемы и деятельность системы саморегулирования, дав в руки СРО реальный шанс повлиять на качественное и своевременное исполнение контрактов.

Генеральный директор ГКУ Новосибирской области «Региональный центр мониторинга цен строительных ресурсов» Ксения Шрайбер порекомендовала заказчикам для «старых» проектов (возрастом от полугода) заранее резервировать средства на повторное проведение экспертизы проектно-сметной документации в части подтверждения достоверности сметного расчета. Сметная база вслед за ценами меняется достаточно быстро, и поэтому даже те контракты, НМЦК которых формировалась прогрессивным ресурсно-индексным методом, в ценовом блоке «устаревают» и быстро теряют связь с рыночными реалиями.