
19 июня в России вступил в силу новый закон о местном самоуправлении. По замыслу разработчиков, очередная реформа регулирования деятельности муниципалитетов должна помочь органам местного самоуправления гармонично влиться в систему публичной власти, сделать их эффективнее. Внесет ли новый закон полезную свежую струю в муниципальное бытие и какие острые проблемы здесь остаются нерешенными, недавно обсудили участники общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) в Новосибирске.
«В условиях нового федерального законодательства о местном самоуправлении возрастает значимость конструктивного диалога с органами государственной власти и общественностью, — отметил мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. — Важна согласованность действий городского и регионального уровней управления, депутатов, лидеров общественного мнения».
На основных положениях федерального закона 33-ФЗ от 20.03.2025 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» остановился председатель Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко. Приоритетной становится одноуровневая система территориальной организации управления. При этом не исключено, что часть регионов сохранит двухуровневую модель: принятый закон такое допускает. Это прежде всего касается субъектов «со своими сложившимися национально-социальными особенностями». Как отметил Алексей Диденко, здесь нужно действовать тонко, ориентируясь на мнение населения, отслеживать правоприменительную практику и в соответствии с этим принимать меры по минимизации рисков снижения качества местного самоуправления.
По оценке председателя АСДГ, мэра Иркутска Руслана Болотова, реформа структуры управления потребует системной работы и учета многих рисков, в том числе в части финансирования муниципалитетов. «Мы понимаем: от того, насколько нам удается реализовывать задачи на уровне наших районов, городов, поселков, в конечном итоге зависит, как будет развиваться страна в целом, — сказал он. — Как бы ни менялись полномочия, как бы ни выстраивались взаимоотношения между регионами и муниципалитетами, главной задачей остается улучшение ситуации в наших городах и поселках».
Председатель АСДГ подчеркнул: сегодняшний баланс муниципальных бюджетов таков, что многие крупные проекты и инициативы невозможно реализовать на местах без вливания федеральных бюджетных средств, без участия в федеральных программах и нацпроектах.
В целях снижения чрезмерной нагрузки на муниципальные бюджеты мэр Томска Дмитрий Махиня предложил скорректировать нормативную базу в части исполнения судебных решений о выплате выкупной стоимости жилья в аварийных домах за счет бюджета муниципального образования. «Только за январь-май текущего года нам предъявлено около 900 судебных решений на общую исковую сумму 2,4 млрд рублей, — рассказал он. — Из них мы оплатили 1 млрд, что составляет 15% расходов местного бюджета. При сохранении темпа поступления судебных актов к концу года наша потребность в дополнительном финансировании по указанной статье расходов достигнет 4 млрд рублей — со всеми вытекающими последствиями в виде блокировки счетов и прочего».
Дмитрий Махиня выступил с инициативой — ограничить на уровне Бюджетного кодекса максимальный размер выплат по судебным исполнительным листам для муниципалитетов 5-7% от расходной части горбюджета. По его убеждению, эта мера поможет сбалансировать интересы основных направлений городского развития.
Глава Мирнинского района Александр Басыров поддержал выступление мэра Томска, отметив тревожную тенденцию, усиливающуюся в последние годы: постоянный рост полномочий и обязательств муниципальных органов власти при сокращении собственной доходной базы. Очередной шаг по этому губительному для муниципалов пути был сделан с введением «пятиступенчатой» прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем нормативы налоговых отчислений в местные бюджеты с января 2025 года сократились.
Александр Басыров предложил выступить от имени АСДГ с законодательной инициативой: увеличить норматив отчислений от НДФЛ в местные бюджеты (не менее 35% на федеральном уровне), и еще — не оставлять данный вопрос на уровне субъекта РФ. Александр Басыров уверен: мера поможет местным властям более качественно исполнять свои полномочия и обязательства.
Кроме того, глава Мирнинского района полагает, что органы МСУ при установлении арендной платы за земельные участки следует наделить правом определять и фиксировать ее размер с учетом объективных показателей, таких как наличие разведанных природных ресурсов и иных факторов, прямо или косвенно влияющих на потенциальную доходность, капитализацию конкретного земельного надела.
О социально-экономической ситуации в муниципалитетах России рассказал руководитель социологической лаборатории АСДГ Кирилл Малов. Как показал экспертный опрос руководителей муниципальных образований в феврале-апреле, серьезным проявлением неблагополучия ситуации в муниципалитетах стал дефицит кадров, возникший, среди прочего, вследствие массового отъезда работников. Острота проблемы постепенно нарастает, все сильнее влияя не только на общее развитие муниципального образования, но и на кадровое обеспечение непосредственно органа местного самоуправления. Респонденты отмечают и сохранение актуальности уже названных финансово-экономических проблем, связанных с сокращением доходной базы и отсутствием компенсации выпадающих доходов. Опрошенные руководители муниципалитетов также отметили в качестве негативного фактора неопределенность полномочий органов местного самоуправления в реализации нацпроектов.
Номер публикации: №22 27.06.2025