Как напомнил «Стройгазете» эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Павел Склянчук, в настоящее время программы капремонта состоят из трех частей. Во-первых, сформированы долгосрочные планы, куда вошли все дома, подлежащие обновлению по одному из видов работ, и эти программы определены на 20-30 лет вперед. Далее, региональные органы власти утверждают краткосрочные (на два-три года) «дорожные карты», отображающие объекты, требующие проведения первоочередных работ. А третьим этапом фонды капремонта осуществляют контрактование подрядных организаций на текущий финансовый год. Соответственно, законодательные изменения, предлагаемые депутатами, касаются мероприятий, проводимых в рамках одного календарного года.
И получается, что фонды капремонта объявляют конкурсы для подрядчиков, на которых выявляются победители, в последующем занимающиеся закупкой строительных материалов, в результате к фактическому исполнению работ многие стройкомпании приступают ближе к концу лета или даже позже. Поэтому в последние годы в целом ряде регионов неоднократно возникали типовые ситуации, когда, например, подрядчики разбирали кровлю, чтобы ее поменять, но затем начинались дожди или выпадал снег — и жильцов дома затапливало, или же строители не успевали заменить к началу холодов инженерные коммуникации — и люди мерзли.
Как указывает эксперт ОНФ, сегодня у нас разделены процессы выбора подрядных организаций и непосредственно закупки материалов. По замыслу законодателей, их следует совместить: как только будет определен победитель по контракту на ремонт на текущий год, фонд капремонта будет сразу же выдавать ему все необходимые строительные и отделочные материалы. Конечно, возникают определенные нюансы, ведь в таком случае появятся затраты на аренду помещений для хранения закупленных впрок стройматериалов либо придется договариваться с поставщиками, чтобы ресурсы оставались у них на складах. И отдельной строкой в таких договорах, конечно, будет прописываться необходимость закупки лифтового оборудования.
При этом необходимости в каких-то дополнительных страховочных нормах нет, они уже имеются в действующем законодательстве. Есть и правоприменительная практика, когда правоохранительные органы возбуждают уголовные дела в отношении фондов капремонта. Имеется и судебная практика, когда конкурсы, выигранные аффилированными подрядными организациями, признаются ничтожными. Поэтому можно быть уверенными, что в этих вопросах повышенная бдительность со стороны правоохранительных органов будет гарантирована.
Павел Склянчук не сомневается в верности концепции предложенного законопроекта. Пожалуй, один из тонких моментов — это когда стройматериалы переходят на баланс фонда капремонта, а второй момент — контроль за этим процессом: получается, что жильцы домов, не входящих в «общий котел», устранены из процедуры закупки материалов. «Сегодня при приеме акта закупки сотрудники управляющих компаний могут поучаствовать. А если это будет делаться централизованно, то не понятно, как будет учитываться мнение граждан. И понравится ли им, если все дома будут покрашены в один цвет из той партии краски, что была централизованно закуплена, — вопрос спорный», — заявил «СГ» представитель ОНФ, добавив, что сегодня при закупке есть свобода выбора материалов, при централизованном же их приобретении она отсутствует. Хотя, возможно, это и к лучшему.
В рамках предложенной схемы, конечно, также возрастет ответственность фондов капремонта за весь процесс. Это будет особенно актуально в таких регионах, где есть крупные подрядные организации (Москва и область, Санкт-Петербург и другие) и с ними налажено системное взаимодействие. В тех же субъектах РФ, где «крупняка», способного обеспечить такую закупку, нет, наверно, будут последствия для рынка, связанные с тем, что стройматериалы начнут закупаться в соседних субъектах, непосредственно у производителей и т. д.
Павел СКЛЯНЧУК, эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» ОНФ:
«С точки зрения экономии времени предлагаемая инициатива правильная. А вот что касается опасений, что такая схема нанесет ущерб суммам, собранным с граждан, то общие законы экономики говорят о том, что оптом почти всегда дешевле, чем в розницу. И если фонды будут закупать типовые строительные и отделочные материалы, то это должно привести к экономии, а не к каким-то перерасходам, связанным с тем, что они будут заложены в контракт, заключаемый с подрядной организацией»
Номер публикации: №12 07.04.2023