Из 88 новых сметных норм 61 сформирована в рамках реализации планов мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России, Главгосэкспертизы и правительства Москвы по гармонизации строительной отрасли. 20 норм разработаны компаниями-инициаторами и 7 — Главгосэкспертизой. Актуализация 1 698 сметных норм проведена в связи с утверждением новых норм, корректировкой составов работ, уточнением наименований, а также из-за корректировки данных по строительным ресурсам.
Как сообщили «Стройгазете» в Управлении сметного нормирования Главгосэкспертизы России, для осуществления возможности планирования затрат и достоверного определения сметной стоимости строительства объектов метрополитена в регионах России, в том числе в Санкт-Петербурге, Челябинске, Красноярске и Нижнем Новгороде, Главгосэкспертизой при выполнении работ в части гармонизации с территориальными нормативами в состав дополнений и изменений федеральной сметно-нормативной базы включено 55 сметных норм на технологии, используемые на объектах строительства метро, в том числе такие как проходка с применением тоннельного укладчика и устройство зонтов из стальных конструкций и стеклопластиковых панелей.
Среди наиболее важных для строительной отрасли сметных норм, находящихся сейчас в разработке, специалисты Управления назвали норму, необходимую для возведения монолитных мостовых опор с применением скользящей опалубки. Эти работы активно ведутся при строительстве мостов автомобильной дороги М-12. Скользящая опалубка обеспечивает процесс непрерывного бетонирования конструкции. Помимо использования при строительстве мостовых опор, применение опалубки эффективно при возведении высотных зданий и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов, закладных деталей и элементов. К ним относятся хранилища различных материалов, градирни, ядра жесткости высотных и уникальных зданий и сооружений и иные конструкции. Кроме того, метод скользящей опалубки заметно сокращает сроки строительства.
Применение технологии непрерывного бетонирования с использованием гидравлической скользящей опалубки при строительстве мостовых опор позволяет выполнять одновременно операции, которые при других методах возведения монолитных конструкций осуществляются последовательно, поэтому использование скользящей опалубки приводит к сокращению сроков строительства объекта. Однако в базе сметных нормативов в настоящее время отсутствуют прямые нормы, учитывающие полный комплекс работ, выполняемых при сооружении монолитных мостовых опор с применением такой опалубки. Чтобы восполнить этот пробел, специалисты Главгосэкспертизы провели хронометражные наблюдения на ряде участков строящейся скоростной автомобильной дороги Казань—Екатеринбург, в том числе мостовых переходов через реки Белая и Большая Сарана. Выпустить сметную норму по технологии «Сооружение монолитных опор мостов с использованием скользящей опалубки» намечено до конца года.
Кроме того, текущие изменения и дополнения к ФСНБ-2022 предусматривают включение в сборник «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен» (ФСБЦ) 225 новых строительных ресурсов, удаление 39 ресурсов и актуализацию 304 строительных материалов.
Что касается машин и механизмов, то по 4 позициям уточнены технические характеристики в их наименованиях и по 11 позициям актуализированы сметные цены на их эксплуатацию. Среди наиболее значимых механизмов, которые затронули изменения, в Управлении мониторинга цен строительных ресурсов и методологии развития информационных систем в ценообразовании Главгосэкспертизы России отметили автогрейдеры под кодами «91.01.02-001», «91.01.02-003», «91.01.02-004», «91.01.02005» и установки битумные стационарные под кодом «91.08.04-023».
Среди включенных в ФСБЦ строительных материалов инновационными являются георешетки полипропиленовые экструдированные трехосноориентированные. Они представляют собой цельную жесткую решетчатую структуру из равносторонних треугольников, способную воспринимать воздействия нагрузок равномерно во всех направлениях. Их можно применять при строительстве и реконструкции нежестких дорожных одежд всех категорий автомобильных дорог, обеспечении технологических и временных проездов, устройстве площадок под высокие статические и динамические нагрузки и строительстве на слабых основаниях. При этом удается сократить толщину несущего слоя нежесткой дорожной одежды и увеличить срок службы конструкции за счет повышения прочностных и эксплуатационных характеристик. Также удается разделить слои разнофракционных материалов, препятствующих перемешиванию слоев, и улучшить работу дорожного покрытия под действием вибродинамических нагрузок за счет жесткой структуры ячеек материала и высокой стойкости георешетки к стираемости.
Включенные в ФСБЦ рулонные битумно-полимерные СБС-модифицированные материалы найдут применение при обустройстве фундаментов промышленных и гражданских зданий и сооружений с созданием вертикального или горизонтального покрытия, настилке плоской кровли, создании дорожного и мостового покрытия, прокладывании инженерных трубопроводных коммуникаций в подземных магистралях и обустройстве конструкций, постоянно соприкасающихся с водой.
При соблюдении принятой технологии укладки длительность эксплуатации такой гидроизоляции составляет не менее 30 лет. Кроме того, новый материал отличается полным водоотталкиванием, нечувствительностью к перепадам температур и морозоустойчивостью, что позволяет проводить монтажные работы при температуре до минус 20 градусов, а также пожаробезопасностью — материал не теряет рабочих свойств при нагревании до 125 градусов. К тому же при эксплуатации он не выделяет опасных веществ в атмосферу и под ним не размножаются вредные микроорганизмы, грибки и бактерии. Немаловажна и универсальность использования рулонных битумно-полимерных СБС-модифицированные материалов: они имеют отличную адгезию с самыми разными компонентами при создании гидроизолирующего слоя на кровлях и фундаментах.
Андрей САВЕНКОВ, начальник Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы России:
«Внедрение машиночитаемого формата и возможность сквозного обмена данными благодаря интеграции ФГИС ЦС с ЕГРЗ, ГИСОГД и другими информационными системами позволяют сегодня в автоматизированном режиме отслеживать частоту использования тех или иных сметных норм, чтобы своевременно принимать решения по их актуализации в составе очередного пакета изменений и дополнений к ФСНБ-2022»
Номер публикации: №32 23.08.2024