Нет предела совершенству: названы наиболее актуальные направления в сфере технического нормирования

Нет предела совершенству: названы наиболее актуальные направления в сфере технического нормирования

Нет предела совершенству: названы наиболее актуальные направления в сфере технического нормирования Shutterstock/FOTODOM
Важная кадровая перемена произошла в Техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ответственным секретарем ведомства назначен советник директора ФАУ «ФЦС» по техническому регулированию Сергей ХВОИНСКИЙ, который сменит на этом посту Александра Неклюдова. Новый ответственный секретарь ТК 465 имеет богатый опыт в сфере технического нормирования. Ранее он занимался им в области объектов использования атомной энергии в ГК «Росатом», возглавлял департамент технического регулирования в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) и сейчас организует в ФАУ «ФЦС» работу по подготовке проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий» (ТР ЕАЭС). О своей предстоящей работе в комитете, который, по сути дела, является координатором всей работы по нормативному обеспечению строительной отрасли, он рассказал «Стройгазете».

Хвоинский. DSC03520.jpg

Сергей Леонидович, ваше назначение на пост ответственного секретаря технического комитета ТК 465 «Строительство» совпало с 20-летием со дня его основания.

Действительно, Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» существует с октября 2004 года и является объединением заинтересованных представителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, организаций и экспертов, которое создано в целях организации и проведения работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций).

Благодаря чему ТК 465 вошел в топ-3 в рейтинге Росстандарта по итогам 2023 года?

Рейтинг технических комитетов по стандартизации определяется в соответствии с разработанной Росстандартом методикой оценки эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации. В данной методике свыше 30 показателей, по которым оценивается каждый технический комитет. Если говорить о ТК 465, то нам удалось достичь столь высокого показателя в рейтинге благодаря эффективной работе по межгосударственной и национальной стандартизации. Достаточно сказать, что в соответствии с Программой стандартизации в 2024 году нами запланировано разработать и принять 25 межгосударственных и 37 национальных стандартов — это очень хороший показатель. Кроме того, руководством ТК 465 поставлена цель по достижению открытости или, как можно сказать иначе, прозрачности деятельности комитета. Эта работа была начата еще в прошлом году и продолжается сейчас постоянно и без перерывов, мы открыты к диалогу с профессиональным сообществом по любым предложениям совершенствования нашей деятельности. Важно также отметить, что за ТК 465 закреплено 280 межгосударственных стандартов и свыше 300 национальных стандартов, что делает наш комитет одним из самых крупных в Российской Федерации. Но самое главное — почему ТК 465 занял высокое место в рейтинге — это эффективная работа наших экспертов, занятых в рабочих группах, подкомитетах ТК 465 и в самом техническом комитете.

Будет ли совершенствоваться цифровая платформа автоматизированной информационной системы ТК 465 «Строительство»?

В конце 2023 года была завершена работа по созданию цифровой платформы АИС ТК 465 «Строительство» и началась опытная эксплуатация системы, а в начале 2024-го в систему стали загружаться документы по стандартизации для рассмотрения и голосования на рабочих группах, подкомитетах и в техническом комитете. Создание и запуск АИС ТК 465 «Строительство» реализованы благодаря совместной работе Минстроя России, ФАУ «ФЦС» и ведущих отраслевых национальных объединений НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Необходимость разработки этой цифровой платформы была обусловлена в том числе отсутствием функциональных возможностей ее предшественницы — ФГИС «Береста» — планировать и организовывать процесс разработки сводов правил.

Конечно, систему еще надо дорабатывать. Например, предстоит предусмотреть возможность планирования разработки СП, ГОСТ и ГОСТ Р. Есть рабочие моменты по доработке ряда разделов системы, чтобы они были функционально насыщены и удобны для восприятия. Также необходимо добавить ряд функций по выгрузке статистических данных.

В целом система помогает нам и нашим экспертам экономить очень много времени при работе над документами, но как любой новый механизм нуждается в наладке и точечной доработке.

Какие еще резервы есть у ТК 465 для того, чтобы сохранить занятые позиции и улучшить результаты своей работы?

Деятельность ТК 465 постоянно совершенствуется, ставятся новые цели, задачи и планы, выполнить которые мы, конечно, можем, только улучшая механизмы работы технического комитета. Сейчас в планах — структурировать систему подкомитетов и сделать ее прозрачной для деятельности наших экспертов, начиная с формирования программ разработки СП, ГОСТ и ГОСТ Р и заканчивая окончательным голосованием в техническом комитете. Пришло время актуализовать составы рабочих групп, подкомитетов и самого технического комитета, и в этом направлении предстоит проработать данный вопрос с председателями подкомитетов и технического комитета.

Насколько эффективно взаимодействует ТК 465 со смежными техническими комитетами по стандартизации?

В этом направлении предстоит сделать много. Конечно, на наш взгляд, это одна из основных задач, которую нам предстоит решать, уже начиная с текущего года, так как взаимодействие между смежными техническими комитетами должно начинаться с формирования программ стандартизации. На сегодняшний день для ТК 465 считаются смежными порядка 20 технических комитетов. В прошлом году взаимодействие со смежными техническими комитетами по стандартизации осуществлялось на площадке рабочей группы по техническому нормированию в строительной отрасли при Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, и мы планируем продолжить и нарастить это сотрудничество дальше.

Если говорить про взаимодействие с конкретными смежными техническими комитетами, то оно налажено с ТК 144 «Строительные материалы и изделия», в особенности по разработке доказательной базы к проекту Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий». Продолжается работа по сближению с ТК 418 «Дорожное хозяйство», ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы», ТК 505 «Информационное моделирование», ТК 506 «Инженерные изыскания и геотехника», ТК 507 «Градостроительство», ТК 045 «Железнодорожный транспорт», ТК 016 «Электроэнергетика», ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность», а также с другими смежными техническими комитетами по стандартизации.

Какие направления технического регулирования в строительстве наиболее актуальны в настоящее время?

Направлений развития технического регулирования в строительстве на сегодняшний день очень много, но в качестве основных можно выделить следующие:

■ перевод нормативных документов в машиночитаемый (машинопонимаемый) формат;

■ формирование структуры нормативно-технических документов в строительстве;

■ формирование механизмов и развитие процедуры по разработке стандартов организации.

Список наиболее актуальных направлений в настоящее время на этом, конечно, не заканчивается и постоянно обновляется.

Как развивается межгосударственная и международная стандартизации в сфере строительства? В этой связи особенно интересно узнать, как продвигается работа по подготовке проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий» (ТР ЕАЭС).

8 августа 2024 года Евразийская экономическая комиссия направила проект Технического регламента и комплект документов к нему в правительство РФ с целью проведения внутригосударственного согласования, а также в страны-участницы Союза — Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. В соответствии с порядком процедуры проведения внутригосударственного согласования в странах-участницах ЕАЭС, предусмотренным Решением Совета ЕЭК от 20.06.2012 № 48 «О Порядке разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза», срок проведения внутригосударственного согласования составляет 60 дней со дня получения от Комиссии проекта технического регламента и комплекта документов к нему. На данный момент проводятся согласительные совещания с ФОИВами — Минэкономразвитием, Минпромторгом, МЧС, Роспотребнадзором, Росстандартом. В середине октября планируется отправить проект Технического регламента и комплект документов к нему в аппарат правительства и Минпромторг России на рассмотрение в подкомиссию по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию.

Расскажите о текущих результатах деятельности ТК 465.

В настоящее время продолжается работа по разработке и актуализации ряда СП и стандартов, запланированных на 2024 год. Уже утверждены порядка 60% новых и 30% актуализируемых документов, сформированы проекты Программы национальной стандартизации и Плана разработки сводов правил Минстроя России, определен основной фронт работ на следующий год и в перспективе трехлетнего планирования, рассмотрено свыше 100 документов по стандартизации от смежных технических комитетов.