Как получить муниципальный заказ, привлечь покупателя, и какую роль в успешности компании играет «Рейтинг деловой репутации строительных организаций»? Эти вопросы обсуждались на одноименной секции, модератором который выступил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз (на фото). По его словам, создание сегодня объективного и прозрачного рейтинга — одна из ключевых задач по ряду причин: с 1 сентября заказчикам дано право проводить конкурентные процедуры в форме как электронного аукциона, так и электронного конкурса, что «позволяет сместить баланс при выборе подрядчиков от критерия «цена» к критерию «качество». Вот только пока методология составления подобных рейтингов не отработана.
Есть три основных базовых показателя, на основании которых может строиться релевантный рейтинг, — финансовые результаты компании, ее опыт работы и кадровый состав. Однако, как отметил Антон Мороз, действующее законодательство делает акцент только на критерии оценки общего объема реализованных контрактов, что, по его мнению, по большому счету не имеет отношения к оценке качества работы подрядных организаций. Решением может и должна стать новая система рейтингования строительных организаций, разработкой которой и занят сейчас НОСТРОЙ. Так, нацобъединением уже подготовлены проекты полной и сокращенной версий методологии механизма; пилот его программного обеспечения и практическая апробация; проекты нормативных правовых актов в части внедрения механизма в систему закупок в сфере строительства. Кроме того, в сентябре запланированы публичные обсуждения с профсообществом методологии рейтингования и проектов новых ГОСТ.
Вице-президент НОСТРОЙ также напомнил, что внедрение механизма рейтингования в процесс выбора исполнителя госконтракта должно было произойти уже в июне — данная инициатива рассматривалась в рамках оптимизационного пакета поправок в 44-ФЗ, но перед третьим чтением депутаты ее отклонили как раз из-за непроработанной методологии. В этой связи Технический комитет 066 приступил к работе над актуализацией текущего ГОСТ «Оценка рейтинга деловой репутации строительных организаций». По результатам первого обсуждения было принято решение не просто актуализировать существующий общий стандарт, а разработать четыре самостоятельных ГОСТ: общие положения; для проектных и изыскательских организаций; для подрядных организаций; для застройщиков жилья.
В свою очередь, говоря о важности рейтингования, директор департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Десятова отметила, что это поможет сделать систему госзаказа доступнее для субъектов малого бизнеса, поскольку более 90% стройкомпаний относится как раз к МСБ. Таким образом субъекты РФ смогут расширить пул потенциальных подрядчиков и привлечь частные инвестиции в процесс достижения целей нацпроектов. Интересен механизм и для самих членов СРО — подрядных организаций: наличие у них хорошего рейтинга даст ряд преференций, например, мораторий на три года на проведение проверок, особые банковские условия и условия страхования.
Номер публикации: №36 17.09.2021