Моногород — не приговор: как раскрыть потенциал монопрофильных муниципальных образований

Моногород — не приговор: как раскрыть потенциал монопрофильных муниципальных образований

Моногород — не приговор: как раскрыть потенциал монопрофильных муниципальных образований Shutterstock/FOTODOM
Совещание на тему «О мерах поддержки развития моногородов в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации» состоялось недавно в Совете Федерации. Проводивший его член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Голов отметил, что тема совещания обусловлена важностью обеспечения устойчивого развития монопрофильных муниципальных образований.

Прежде всего — диверсификация экономики

По словам Олега Голова, совокупность всех существующих в России моногородов представляет собой специфическую социальноправовую систему, направленную, в первую очередь, на защиту суверенитета и независимости страны. На их территории концентрируются интеллектуальные, инновационные, информационные, промышленные ресурсы, что придает территориям таких городов особую ценность в общем стратегическом развитии общества, обеспечении экономического роста, обороноспособности и безопасности государства.

Сенатор отметил, что в настоящее время реализуется ряд мер поддержки моногородов и субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют деятельность на их территориях. Однако вопрос реструктуризации и развития моногородов, экономика которых полностью зависит от одного градообразующего предприятия, по-прежнему стоит достаточно остро. Их развитию, по мнению Олега Голова, мешают недостаточно развитая инфраструктура, несовершенные технологии, износ основных фондов градообразующих предприятий, слабая кооперация между предприятиями отрасли, отток квалифицированных кадров, инфраструктурные ограничения для создания нового бизнеса. Такие города малопривлекательны для инвесторов.

Решить эти проблемы можно, по мнению законодателя, с помощью диверсификации экономики моногородов, предполагающей создание непрофильных производств с новыми рабочими местами, а также улучшения качества городской среды. Для этого будут использованы различные способы и меры поддержки, включая инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, льготные займы из средств Фонда национального благосостояния, инфраструктурные облигации. Кроме того, регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности будут получать субсидии из федерального бюджета на финансирование инфраструктуры в рамках комплексного развития территорий.

В том, что экономика моногородов развивается именно в этом направлении и активно трансформируется, убеждает выступление заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова. Он отметил снижение монозависимости в таких городах. Подтверждением чему служит тот факт, что бизнес, который не связан с градообразующими предприятиями, возрос в них в три раза. Соответственно, в моногородах, в которых сейчас проживает более 13 млн человек, растет и численность занятого населения.

Опора России

Директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич обратила внимание участников совещания на то, что сейчас формируется программа развития инфраструктуры опорных населенных пунктов, способствующая повышению качества среды для жизни на 30% к 2030 году и на 60% к 2036-му. Для этого Минстроем России совместно с федеральными органами власти подготовлена методика, включающая в себя 15 компонентов. На достижение этих показателей должны быть направлены усилия руководителей опорных населенных пунктов и регионов, на территории которых они расположены. Все программы, которые формируются в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни», в том числе программы инфраструктурных кредитов, модернизации коммунальной инфраструктуры, благоустройства, жилищного строительства, а также меры поддержки комплексного развития территорий будут согласованы с задачами, стоящими сегодня перед руководителями моногородов.

В то же время Мария Синичич отметила, что ресурсов для достижения этих задач в установленном объеме, который необходим, недостаточно, и приоритеты определяются сегодня руководителями регионов. Она обратила их внимание на необходимость сбалансированного развития всех моногородов, включенных в перечень опорных населенных пунктов. При этом большое значение имеет правильное формирование программ модернизации коммунальной инфраструктуры регионов.

Все решать в комплексе

Решению системных проблем развития моногородов посвятил свой доклад директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. Он сообщил, что сейчас разрабатываются мастер-планы, направленные, прежде всего, на то, чтобы удержать в моногородах человеческий капитал. Для решения этой задачи институт развития в жилищной сфере помогает комплексно модернизировать территории моногородов и активно работает с земельными участками, не задействованными в городской жизни. С этой целью разрабатываются концепции застройки на базе стандарта комплексного развития территорий (КРТ), который «ДОМ.РФ» внедряет совместно с Минстроем России. Эти концепции согласовываются с главами регионов, на территории которых расположены моногорода, для того чтобы обеспечить уровень, позволяющий им привлекать новые трудовые кадры. В этой связи Антон Финогенов подчеркнул, что при реализации крупных индустриальных проектов у инвесторов возникают проблемы с поиском квалифицированного персонала, особенно инженерных кадров, решить которые помогает создание качественной городской среды и жилья.

Для решения другой задачи — привлечения застройщиков — «ДОМ.РФ» разработал совместно с Минстроем России кластерную программу и финансирует ее из собственной прибыли в тестовом режиме более чем в 60 регионах с низкомаржинальным жилищным рынком. «Рассчитываем на то, что это позволит существенно увеличить объем нового жилищного строительства в моногородах. Потому что очевидно, что в большинстве моногородов фактически за последние 30 лет почти ничего не строилось за исключением передовых проектов, когда крупные компании, реализующие инвестиционные проекты, строят непосредственно кварталы и жилье «под себя», — заявил Антон Финогенов. В качестве примера он привел проект в моногороде Нижние Кураны в Республике Саха (Якутия), который «ДОМ.РФ» реализует совместно с золотодобывающей компанией «Полюс», уже состоялось заселение одного из домов. Как сообщил Антон Финогенов, «ДОМ.РФ» попытается расширить программу кооперативной аренды и в других моногородах, когда ключевая ставка позволит это делать более активно. А в моногородах Нерюнгри и Мирном в той же республике для создания спроса на новые квадратные метры, а значит, и привлечения застройщиков «ДОМ.РФ» использует программу дальневосточной аренды. Кроме того, в рамках механизма КРТ «ДОМ.РФ» кредитует туристические концепты. К примеру, в Кемеровской области сейчас реализуется проект в поселке городского типа Шерегеш, который станет теперь не просто рабочим поселком, а федеральным туристическим центром.

На новых направлениях

Существенное предложение, направленное на дальнейшее развитие моногородов, внес заместитель директора департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Карен Малхасян. По его словам, за то время, которое прошло с появления этой повестки, сделано очень многое. Некоторые моногорода потеряли этот статус, и сегодня пришло понимание того, что моногород — это уже не приговор, не какая-то отрицательная характеристика: многие из таких населенных пунктов содействуют обеспечению технологического суверенитета страны, лидерства в определенных отраслях. При этом не все из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), в которых расположены предприятия «Росатома», признаны моногородами, потому что не отвечают критериям, принятым в 2009 году, хотя по факту такие предприятия являются градообразующими.

Карен Малхасян рассказал, что при разработке мастер-планов развития ЗАТО «Росатомом» проводится ревизия имеющейся практики, выясняется, что можно к ней добавить. Например, в Озерске Челябинской области «Росатом» вместе с областным правительством разрабатывает концепцию развития кластера технологии промышленного строительства. «Мы предполагаем, что можно попытаться вывести этот сектор экономики в лидеры, применяя современные технологии и подходы. По другим городам есть ощущение, что будет похожая ситуация. Поэтому мы бы предложили города, которые вносят существенный вклад в создание технологического лидерства государства, выделить в отдельную подгруппу, наблюдать за ней и, возможно, еще более уточнить меры поддержки и инструменты развития, которые им могли бы быть доступны», — резюмировал представитель «Росатома». Дмитрий ВАХРУКОВ, заместитель министра экономического развития Российской Федерации: В целом, кризисные тенденции и риски удается преодолевать