
В своем вступительном слове к участникам мероприятия вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий отметил значимость рассматривавшейся на нем повестки и, в частности, обсуждения проблем, возникающих при реализации проекта административной «Гильотины 2.0»: «Мы посчитали, что сокращение административных процедур — это чрезвычайное важное направление работы, от которого нельзя оставаться в стороне. Тем более, что по ряду вопросов у нацобъединения сформировалось определенное мнение на этот счет».
Как напомнил председатель Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве, член Общественной палаты РФ Леонид Бандорин, ранее вице-премьер Дмитрий Григоренко направил в адрес главы правительства записку, в которой содержался запрос бизнеса и госорганов на сокращение административных процедур и связанных с ними затрат, возникающих при реализации масштабных государственных проектов. В связи с этим Михаил Мишустин в марте прошлого года принял решение запустить проект административной «Гильотины 2.0».
О нюансах этой работы рассказала руководитель направления Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Щунина. По ее словам, проект «Гильотины 2.0» нацелен на такое сокращение сроков прохождения документов, когда заявитель получает нужные госуслуги «без всякого их повторного согласования и хождения по очередям и кабинетам». При этом услуги оказываются с помощью частичной или полной цифровизации всех административных процессов.
Реализация проекта началась в прошлом году по пяти направлениям, но затем их стало восемь: «Школа», «Перепланировка», «Жилая и нежилая недвижимость», «Больницы», «Гостиницы», «Спорт», «Культура» и «Взлетно-посадочные полосы».
В рамках работы по направлению «Школа» уже принято решение пересмотреть процессы не только строительства, но и реконструкции учебных зданий. «Основная проблема в школьном строительстве — нехватка участков, сложность найти территории, где строить», — сказала Татьяна Щунина, уточнив, что сейчас рассматривается возможность снижения некоторых нормативных требований при реконструкции старых школ. В обсуждении этой тематики принимают активное участие представители МЧС, Минздрава и других структур. «Дорожная карта», в которой «зашиты» эти предложения, уже находится в аппарате правительства «на финальной части согласования».
Экспертный диалог в рамках обсуждения этого и других направлений ведется на площадках Аналитического центра при правительстве, и Татьяна Щунина пригласила представителей НОСТРОЙ в нем активно участвовать.
В ходе состоявшейся дискуссии по административным процедурам в строительстве был высказан ряд идей, касающихся оптимизации нормативов, регулирующих процедуры согласования проектов школьных зданий, их планировку, использование цокольных помещений и т. д.
Решено, что в дальнейшем будут рассмотрены предложения, уточняющие правила использования участков под цели строительства и реконструкции школ. Главное во всей этой работе — не только оптимизировать и сделать более комфортными для муниципалитетов, застройщиков и других участников строительного процесса действующие процедуры и нормативы, но и при этом исключить любые риски на стадиях проектирования, строительства и реконструкции школ.
Участники заседания также рассмотрели пути преодоления сложностей, возникающих из-за запретов и ограничений, накладываемых археологами на проведение изыскательских и строительных работ. «Археологические работы задерживают проекты не только на месяцы, а даже на годы. И мы ни в коем случае не ставим вопрос таким образом, что мы хотим потерять наше историческое наследие. Но, тем не менее, здравый смысл при решении этих проблем тоже должен присутствовать», — сказал Аркадий Чернецкий.
Как известно, недавно Минстрой России направил в адрес Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) информационное письмо, разъясняющие особенности применения положений постановления правительства №2418, регулирующего порядок проведения изыскательских, земляных, строительных и прочих работ на территории, обладающей признаками наличия археологических объектов. Это письмо внесло ясность по многим вопросам, но важно отметить, что теоретически постановление №2418 носит сугубо временный характер и будет действовать до тех пор, пока регионы не утвердят нормативную базу, касающуюся определения границ зон археологического наследия. Однако власти субъектов не торопятся с этой работой, поэтому есть основания предполагать, что у постановления будет «долгая жизнь».
В связи с этим члены комитета решили дополнительно донести до всех членов НОСТРОЙ положения информационного письма Минстроя с тем, чтобы они руководствовались ими в своей работе.
В заключение заседания члены комитета наметили планы на 2025 год. «Нам надо продолжать изучать ведомственные документы на предмет выявления избыточных требований и процедур. Мы будем это делать путем взаимодействия с Аналитическим центром при правительстве, через проект «Гильотина 2.0» и через аналитику постановления №1080, что предполагает выяснение того, насколько реестр документов и требований нам понятен», — подытожил Леонид Бандорин.
Номер публикации: №12 04.04.2025