
В 60% всех концессионных соглашений в ЖКХ фигурируют суммы до 10 млн рублей, в 30% — менее 1 млн. «Мы называем такие концессии формальными, — отмечает Наталья Трунова. — Как правило, эти концессии были переведены из договоров аренды после введения законодательных ограничений на передачу имущества. Поэтому, если мы действительно рассматриваем концессии как механизм привлечения инвестиций, необходимо оздоровить этот рынок и установить лимиты по объему привлекаемых инвестиций».
Заместитель главы Минстроя России Юрий Муценек сообщил, что в сфере ЖКХ действует 449 концессий и есть примеры, когда они работают хорошо, а есть случаи, требующие разбирательства. Он также напомнил, что сегодня коммунальное хозяйство страны включает 1 млн км инженерных сетей и 148 тыс. объектов и систем, при этом 42% сетей нуждается в замене. «В рамках федерального проекта модернизации коммунальной инфраструктуры к 2030 году процент замены должен составить 2,5% ежегодно, а чтобы быть в сбалансированном режиме, надо выходить на 5%», — заметил Юрий Муценек.
Объем инвестиционных программ только из внебюджетных источников — 2,8 трлн рублей. «Основной вызов — это поиск баланса интересов. Главная задача — предоставление жилищных и коммунальных услуг гражданам, но при этом с точки зрения бизнеса для государства важно, чтобы концессии представляли собой конкретный прикладной инструмент с инвестиционными обязательствами, результатом, параметрами», — подчеркнул Юрий Муценек. Он также отметил, что решению проблемы поможет законопроект о применении инвестиционных программ, находящийся на рассмотрении в Госдуме. В сентябре вступит в силу закон, который устанавливает требования к концессионерам. «Мы считаем, что концессии надо формировать не только исходя из того, какой они приносят доход, но и с точки зрения обязательств региона», — полагает Юрий Муценек.
В свою очередь, зампред правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов считает, что порой концессии создаются ради концессий, а не для привлечения инвестиций. «А потому справедливый вопрос: не настало ли время посмотреть на это свежим взглядом и в небольших поселениях, где нет роста численности населения, сделать шаг назад и отказаться вообще от концессий, перейдя к долгосрочным арендным договорам? Тогда мы сможем сфокусировать активность всех участников со стороны государства и частного бизнеса на инвестиционных, а не квазиинвестиционных проектах», — убежден Дмитрий Ялов. Он также предложил пойти по пути установления для регионов средних тарифов для повышения мотивации к реализации концессионных соглашений.
С ним согласилась и директор юридической практики компании «Технологии доверия» Анна Батуева, отметившая, что сегодня есть, по сути, один источник компенсации затрат на инвестиции в ЖКХ — субсидия на межтарифную разницу. Она считает, что необходимо отменить либо предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, либо предел по той части, за счет которой компенсируются инвестиционные затраты. «Без понятного источника компенсации задача инвестировать в сферу ЖКХ будет сложной. В него должны войти тарифно-регулируемая сфера и экономически обоснованные тарифы, включающие компенсацию затрат на инвестиционную часть», — заявила Анна Батуева.
Говоря о совершенствовании платежных механизмов в концессионных соглашениях, первый вице-президент «Газпромбанка» Алексей Чичканов предложил свой вариант — сделать этим инструментом плату концессионера, из которой возвращаются инвестиции: «Это известный инструмент, понятный внебюджетным игрокам, банкам и инвесторам, которые точно в него будут готовы заходить, если такой платежный механизм станет практикой».
Номер публикации: №18 23.05.2025