На протяжении последних лет в строительной отрасли России ведется системная работа по снятию административных барьеров и снижению давления на бизнес, что находит отражение в сокращении количества проверок застройщиков и отказе от целого ряда контрольных мероприятий. Эти тенденции значительно усилились с началом пандемии и получили новый импульс после объявления международных экономических санкций. Меры поддержки стройотрасли и реформу контрольно-надзорной деятельности обсудили на днях в Москве делегаты VIII Конференции органов государственного строительного надзора из более 65 субъектов РФ. В работе мероприятия помимо руководителей региональных стройнадзоров Москвы, Московской, Курской, Томской областей, Краснодарского, Алтайского, Пермского краев, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и др. приняли участие представители Минстроя России, Минэкономразвития РФ и Ростехнадзора.
Сегодня акцент контрольной работы в стране смещен на профилактику и предотвращение правонарушений, в связи с чем изменены устоявшиеся годами порядок и характер проверок, их оперативность и прозрачность. Так, уже ведется оптимизация и уменьшение периодов разработки и согласования градостроительной документации, сокращение инвестиционного цикла. Автоматически увеличиваюся сроки действия разрешительных документов, в том числе разрешений на строительство. Существенно снижены адмбарьеры, в том числе при осуществлении госстройнадзора. Бизнес позитивно воспринимает реформу этой сферы, однако застройщики продолжают указывать на чрезмерную вовлеченность органов надзора в деятельность строителей.
Наряду с этим власти ставят задачу обеспечения безопасности как строительного процесса, так и конечного продукта — непосредственно зданий и сооружений. Таким образом, регулятор должен найти золотую середину — решение, позволяющее избавиться от излишних процедур, не потеряв качество возведения объектов.
Главным предметом дискуссий на VIII Конференции органов госстройнадзора стало перераспределение и разграничение функций стройнадзора и контроля, что особенно актуально в контексте разработки Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035-го. В этом документе есть предложения, связанные с исключением дублирования полномочий стройконтроля и стройнадзора. При этом все участники мероприятия подчеркивали, что это еще и совершенно разные сферы, которые нельзя объединять. «Поэтому сейчас идет работа над тем, чтобы крайне аккуратно разделить эти два понятия и их функции», — отметил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
В частности, стройконтроль является обязанностью участников строительства: он осуществляется в интересах застройщика, то есть за деньги, и следит за деньгами. В то же время стройнадзор ведется органом исполнительной власти. Таким образом, по заверению экспертов, отсутствие аффилированности, полная независимость от инвестора, застройщика и иных участников строительства, а также четко установленные законом ответственность и порядок надзора делают его действительно эффективным инструментом.
Как пояснил директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин, сегодня идет поиск баланса, с тем чтобы снизить административные и финансовые издержки застройщиков, которые обязаны обеспечивать стройконтроль. «Любой надзор, в том числе государственный, — это административное давление. Это нормально, поскольку речь идет о безопасности возводимых объектов. И тем не менее, наша задача — в целях сокращения инвестиционно-строительного цикла минимизировать такое воздействие и при этом обеспечить качество возводимых объектов», — подчеркнул чиновник.
Стоит заметить, что мнения участников конференции по поводу перераспределения функций разделились. Например, о возможности передачи части полномочий органам контроля высказался министр правительства Московской области по государственному надзору в строительстве Артур Гарибян: «Сегодня действительно имеет место дублирование функций надзора и контроля. Например, стройконтроль сегодня, находясь на объекте, проверяет выполнение работ. А что делает инспектор стройнадзора? Так или иначе — проверяет выполнение работ. Поэтому, я считаю, нужно исключить излишнее дублирование, какие-то вещи перевести в дистанционный режим, какие-то фиксировать с помощью цифровых технологий».
Вместе с тем представители регионов отметили, что госстройнадзор сегодня является единственным и не имеющим альтернатив инструментом участия государства в обеспечении безопасности строительства. В качестве примера и подтверждения этого мнения были приведены случаи происшествий на объектах, построенных и реконструированных без участия органов госстройнадзора. Участники конференции вспомнили недавний пожар в московском бизнес-центре «Гранд Сетунь Плаза», где имелись множественные нарушения требований пожарной безопасности; пожар в 2020 году в доме престарелых, где погибли 7 человек и многие пострадали; пожар в деловом центре на 2-й Хуторской улице, где в 2010 году погиб Евгений Чернышев, руководитель столичной службы пожаротушения. «Мы не можем допустить, чтобы подобные инциденты повторялись, — считает Игорь Войстратенко. — На органах стройнадзора лежит особая ответственность за качество и безопасность строительства, даже учитывая интересы бизнеса и необходимость поддержки отечественной экономики в трудный период».
Собравшиеся на конференции согласились с этим и, признавая необходимость проведения дальнейшей реформы надзорной системы, отметили важность крайне аккуратного вмешательства в этот процесс. Так, по мнению исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края Валерия Савченко, над инициативами преобразований нужно еще поработать. «Реформе — быть, но важно, чтобы не пострадало качество, — уверен он. — Наша главная задача — безопасные объекты капитального строительства непосредственно в эксплуатации. Поэтому мы будем работать над этими предложениями, сформулируем их и в ближайшее время представим в Минстрой концепцию органов госстройнадзора».
Схожую с ним точку зрения выразил и председатель Госкомитета Башкортостана по жилищному и строительному надзору Артур Давлетшин. «Этот вопрос требует дискуссий, нужно услышать все регионы и понять их особенности. Я согласен, что какие-то полномочия мы дублируем, но полностью отказаться от надзора, заменить его стройконтролем все-таки невозможно. При этом поделить полномочия или делегировать часть их них, думаю, получится. Например, работу с документацией можно передать, а выезды на объект инспекторов надзора — не стоит: все-таки это вопрос безопасности», — пояснил он.
Необходимо подчеркнуть, что особую роль в деле реформирования надзорной деятельности все участники мероприятия отводят процессам цифровизации отрасли. Так, Минстрой России, например, видит в этом серьезный инструмент, позволяющий снизить издержки, в том числе по времени или финансам. «Конкретных решений на уровне Федерации сейчас нет, но точки, которые возникли в субъектах, подталкивают нас к тому, чтобы сформировать инструменты, позволяющие запустить цифровизацию в масштабах страны. Например, недавно соответствующим постановлением правительства мы приняли общие требования к строительному надзору в этой части на федеральном уровне», — уточнил Владимир Калинкин.
С учетом сложившейся практики, федеральный центр призывает равняться на наиболее успешные в этом плане регионы — Москву и Подмосковье. Так, Артур Гарибян считает важным формирование единого цифрового контура, доступ к которому был бы и у застройщика, и у органов надзора и контроля. «Можно создать цифровой журнал ведения работ, интегрировав ведомственные системы с ресурсами бизнеса, — полагает подмосковный министр. — И у всех участников процесса появится прозрачная и открытая площадка коммуникации».
В заключение дискуссий и обмена мнениями участников конференции выступил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, призвавший не торопиться, а обобщить первые итоги реформы контрольно-надзорной деятельности и проанализировать возможности дальнейшего смещения акцента на профилактику для предотвращения нарушений при строительстве. «В текущих экономических условиях мы сформируем новые предложения по развитию строительной отрасли в части контроля за соблюдением нормативов и возведением безопасных объектов», — заверил глава столичного стройкомплекса.
Ирек ФАЙЗУЛЛИН, глава Минстроя России:
«В настоящее время идет активное обсуждение Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года с прогнозом до 2035-го. В ней должны быть учтены новые экономические условия, в которых всем предстоит работать в ближайшие годы. Одновременно с этим нашими основными приоритетами остаются качество и безопасность возводимых объектов капстроительства»
Кстати:
Часть регионов, ознакомившись с опытом работы столичных коллег, планирует перенять их опыт. В частности, в Республике Башкортостан планируется создать Центр экспертиз строительных работ и материалов по аналогии с московской структурой. «Мы рассматриваем возможность создания специализированного центра экспертиз в сфере строительства для контроля за качеством выполнения работ и поставляемых материалов, — сообщил «СГ» председатель Госкомитета Башкортостана по жилищному и строительному надзору Артур Давлетшин. — На базе такого центра можно будет тестировать различные стройматериалы, узлы и агрегаты, а также организовывать проверки качества строительно-монтажных работ на конкретных объектах. Это особенно актуально при появлении на рынке новых материалов и в контексте развернутой сейчас программы импортозамещения».
Номер публикации: №40 21.10.2022