Для качества и честной конкуренции: строители обсудили ответственность и правовые вызовы сегодняшней работы

Для качества и честной конкуренции: строители обсудили ответственность и правовые вызовы сегодняшней работы

Для качества и честной конкуренции: строители обсудили ответственность и правовые вызовы сегодняшней работы НОСТРОЙ
Роль саморегулируемых организаций (СРО) во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, членскими организациями, участниками бизнеса и потребителями стала ключевой темой круглого стола «Ответственность участников строительного рынка», состоявшегося в рамках деловой программы XXIV Всероссийского съезда саморегулируемых строительных организаций.

Сомодераторами круглого стола выступили президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков и глава Ассоциации строительных организаций Новосибирской области, координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко.

Саморегулирование как основа рынка

Открывая дискуссию, Антон Глушков подчеркнул, что СРО за 17 лет стали ключевой площадкой для диалога между бизнесом, властью и потребителями: «Ни одна компания, даже крупная, не справится в одиночку с вызовами рынка. СРО создают среду для честной конкуренции и качества». Особое внимание уделяется системе оценки деловой репутации, которая уже помогает регионам отслеживать исполнение контрактов, а в будущем станет инструментом для прозрачности рынка.

Антон Глушков напомнил, что в 2024 году было введено 107,1 млн кв. м жилья, начало 2025 года тоже не отстает — введено уже 21 млн кв. м, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «При этом мы видим повышение требований со стороны надзорных органов, давление, которое испытывают наши членские организации. И нам очень хочется сделать так, чтобы в результате нашей совместной деятельности граждане России своевременно получали жилые и нежилые объекты, которые строятся на территории РФ. Я продолжаю считать, что СРО — это институт омбудсмена между заказчиком, органами государственной власти и подрядчиком», — отметил Антон Глушков.

Конструктивному взаимодействию между всеми участниками помогает система оценки деловой репутации, которую разработало Национальное объединение строителей. Говоря о механизме работы рейтинга, Антон Глушков напомнил, что у каждого губернатора по распоряжению главы Минстроя есть дэшборд, который отражает всю проблематику по реализации контрактов. «Он видит все юрлица по объему заключенных контрактов, топ-5 в каждом субъекте. Мы продолжаем наполнять систему, которая бы обеспечивала беспристрастную оценку деловой репутации всех подрядных организаций», — рассказал Антон Глушков.

Он также призвал представителей саморегулируемых организаций активнее присоединяться к системе рейтингования. «Чтобы система рейтингования заработала, нам необходимо привязать работника к юридическому лицу. Все, что мы так долго хотели показать, — инструмент отбора, предварительного отбора или предквалификации для подрядных организаций, чтобы снизить все риски», — добавил глава НОСТРОЙ.

Сложности с контрактами

Проблемы есть и при заключении госконтрактов. Заместитель руководителя Экспертного центра Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Анна Александрова отметила, что основные сложности возникают на этапе до заключения контракта, когда заказчики и подрядчики вынуждены преодолевать бюрократические и правовые барьеры. По закону, участник строительных закупок обязан состоять в СРО, однако подтверждение этого факта через реестр часто вызывает недопонимание. Заказчики, не всегда разбирающиеся в отраслевых нюансах, требуют формальные документы, которые уже не выдаются. Это приводит к отклонению заявок, хотя закон допускает проверку через открытые реестры.

Есть противоречия и между двумя основными законами о закупках. Если 44-ФЗ детально регламентирует процедуры, то 223-ФЗ носит рамочный характер, оставляя заказчикам свободу в установлении правил. Это создает правовую неопределенность, особенно при взаимодействии с госкомпаниями, где требования часто формулируются внутренними положениями.

Не менее проблемными оказались требования к компенсационным фондам СРО: некоторые компании не допускаются к торгам из-за недостатка средств, хотя могли бы довнести их позже. Здесь нормы градостроительного кодекса и закупочного законодательства противоречат друг другу: первый требует подтверждения взносов на момент заключения контракта, второй — на этапе подачи заявки. Это приводит к ситуациям, когда победитель торгов не может заключить контракт из-за недостатка средств, что провоцирует судебные споры.

Для участия в строительных закупках требуются не только регистрация в Едином реестре участников закупок, но и дополнительная аккредитация на электронных площадках. Операторы проверяют опыт участников, требуя подтверждения исполненных контрактов. Однако даже незначительные ошибки, например, незавершенные работы, отмеченные в предоставленных документах, становятся причиной отказа.

Эксперты подчеркнули важность отслеживания изменений. Например, постановление правительства РФ №2571, регулирующее дополнительные требования, недавно расширило перечень работ, которые могут подтвердить опыт участника. Теперь при текущем ремонте учитывается и опыт строительства. Однако отсутствие единой судебной практики по признанию контрактов ничтожными сохраняет риски для обеих сторон.

Помнить о рисках

Начальник управления ФБУ «РосСтройКонтроль» Александр Кулаков напомнил о юридических рисках: нарушения в строительстве грозят не только штрафами, но и ответственностью — от административной до уголовной.

Александр Кулаков подчеркнул, что далеко не все участники строительного процесса понимают риски, которые влекут за собой нарушения при строительстве. Кроме того, представитель РосСтройКонтроля обратил внимание на ужесточение требований контроля в области экологии, рекультивации земель и при строительстве объектов атомной энергетики.

Председатель Комитета НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка Никита Загускин рассказал о сотрудничестве с Федеральным казначейством. Из-за роста исков к СРО по неотработанным авансам с казначейским сопровождением и требований выплат из компенсационных фондов в отсутствие банковских гарантий НОСТРОЙ и СРО готовы предоставлять Казначейству сведения о компаниях — членах СРО и их обязательствах, а в ответ хотели бы получать информацию о рисковых контрактах, оцененных по методикам Казначейства.

Также ведется работа с Всероссийским союзом страховщиков. В частности, внесены изменения в стандарт страхования по увеличению сроков страхования для обращения взыскания до 48 месяцев.

Максим Федорченко поделился опытом Новосибирской области. Последние пять лет в СРО начали поступать иски от Фонда капремонта (ФКР), и часто на последнем этапе закрытия договоров, когда собрать объективные документы затруднительно. Чтобы избежать исков от ФКР, СРО ужесточили требования к подрядчикам в части количества специалистов, внесенных в Национальный реестр специалистов в области строительства: теперь их должно было быть не два, как требует базовое законодательство, а не менее пяти. Это сократило число участников, которые могли работать для ФКР, до 2-3 компаний. После этого начался конструктивный диалог ФКР с СРО. Теперь разработан новый договор, который защищает интересы всех участников.

Во второй части круглого стола юристы обсудили судебные кейсы. Адвокат Александр Тверетин отметил, что суды произвольно трактуют сроки исковой давности, и призвал СРО выработать единую позицию. Заместитель директора СРО «Астраханские строители» Наталья Дубинина рассказала, как переводить иски с компенсационных фондов на страховые продукты, снижая финансовые потери.

Участники договорились проработать спорные правовые вопросы в Научно-консультационной комиссии. «Только объединив усилия, мы сможем создать стабильный и справедливый рынок», — резюмировал Максим Федорченко.