Чрезмерное разнообразие: механизм КРТ нуждается в «донастройке» на федеральном уровне

Чрезмерное разнообразие: механизм КРТ нуждается в «донастройке» на федеральном уровне

Чрезмерное разнообразие: механизм КРТ нуждается в «донастройке» на федеральном уровне Степан Яцко/ Росконгресс
В начале сентября во Владивостоке прошел юбилейный X Восточный экономический форум (ВЭФ-2025). В рамках его деловой программы состоялось свыше 100 тематических мероприятий, участие в которых приняло более 4,5 тыс. человек из 70 стран. Главным событием ВЭФ стала пленарная сессия с участием президента России Владимира Путина, премьер-министра Лаосской Народно-Демократической Республики Сонсая Сипхандона, премьер-министра Монголии Гомбожавына Занданшатара и заместителя председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжуна.

В своем выступлении Владимир Путин остановился на основных темах, посвященных развитию российской экономики, сферы строительства и транспорта, регионов Дальнего Востока и Арктики, а также Трансарктического коридора, демографии и международных отношений. Помимо этого, глава государства затронул вопросы развития инфраструктуры, городской среды и жилищного строительства на Дальнем Востоке, повышения доступности жилья, в том числе с помощью программ дальневосточной и арктической ипотеки.

Участие в деловой программе ВЭФ-2025 также принял президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Он выступил одним из спикеров сессии «Законодательное регулирование: помощь или тормоз в развитии российского девелопмента», состоявшейся в преддверии пленарного заседания.

В ходе дискуссии, посвященной законодательному регулированию отечественного стройкомплекса, речь шла о поиске баланса между необходимостью контроля и свободой для устойчивого развития строительных проектов. Участники проанализировали реальные последствия законодательных изменений для отрасли. Модерировал сессию председатель Коллегии адвокатов «Диктатура закона» города Москвы Эдуард Буданцев.

В ходе своего выступления Антон Глушков напомнил, что в строительной отрасли ведется системная работа по оптимизации излишних процедур инвестиционно-строительного цикла, которая уже сегодня снижает нагрузку на бизнес и внедряет понятные и четкие правила для инвесторов. Он уточнил, что за последние четыре года перечень документов и согласований сокращен почти с тысячи до порядка 600 позиций. «Цель — сократить примерно до 400 согласований, которые теоретически возможны в исчерпывающем перечне на всех этапах процедуры», — сказал глава нацобъединения.

Президент НОСТРОЙ отметил, что, несмотря на эту работу, остается неурегулированным один большой вопрос — противоречие между федеральным законодательством и ведомственными нормами. «Помимо документов градостроительного регулирования есть еще ведомственные требования, в первую очередь СанПиН, противопожарные строительные нормы. К сожалению, очень часто процедура согласования тормозится на несоответствии ведомственным документам. Чтобы полноценно пользоваться новеллами и изменениями федерального законодательства, нужна гармонизация норм. Причем суть не только в отраслевой активности, но и в желании смежных ведомств включиться в эту работу», — сказал Антон Глушков.

Второй важной темой, которую осветил глава нацобъединения, стало совершенствование законодательного регулирования в сфере комплексного развития территорий (КРТ). По его словам, этот механизм является «самой значимой вехой в жизни девелоперов». «На примере Владивостока мы можем увидеть, как КРТ эффективно работает, какое количество бывших федеральных земельных участков сейчас вовлечено в стройку. Это позволяет городу развиваться и увеличивать объемы строительства жилья», — привел пример Антон Глушков.

Вместе с тем, президент НОСТРОЙ отметил, что, когда механизм КРТ зарождался, бизнес надеялся на облегчение вовлечения в оборот земельных участков, которые сложно выкупить: муниципальных участков частной собственности, участков с объектами культурного наследия, деградированной среды и прочего. В реальности же в большей части субъектов страны КРТ — как по инициативе правообладателей, так и по инициативе исполнительной власти — превратилось в социальный налог на бизнес. «К этому нужно относиться как к вынужденной мере. Раньше жилье строилось значительно быстрее, чем создавалась социальная инфраструктура, но теперь этот разрыв необходимо компенсировать. Однако делать нормой, что вся социальная, транспортная и инженерная инфраструктура ложится на девелопмент — это порочная практика», — считает глава нацобъединения.

По мнению Антона Глушкова, такая ситуация сложилась в том числе из-за законодательного несовершенства. Федеральный закон о КРТ, который правился уже несколько раз, имеет рамочный формат. Окончательная настройка механизма проводилась субъектами самостоятельно с учетом региональной специфики.

«Мы долго пытались снизить влияние федерального законодательства и нарастить региональное регулирование в области градостроительной деятельности. Это привело к тому, что законодательство в сфере КРТ от субъекта к субъекту разнится очень сильно», — подчеркнул Антон Глушков. По его словам, необходимо усовершенствовать этот процесс: установить более четкие федеральные рамки по вовлечению земельных участков в КРТ и ограничить возможность субъектов накладывать социальные обязательства на бизнес, если это ведет к значительному увеличению себестоимости строительства и снижению доступности жилья.

Президент НОСТРОЙ добавил, что региональное регулирование механизма КРТ привело к резкому сокращению рентабельности строительства, что спровоцировало отток предприятий с рынка и сокращение предложения жилья. Даже в регионах, в которых действуют льготные ипотечные программы, количество запусков новых проектов снизилось. «Важно найти компромисс, который позволит обеспечить покупателей жилья необходимой инфраструктурой, но при этом сохранить привлекательность проектов для бизнеса, чтобы не было оттока компаний из стройотрасли. Регион, пытаясь ввести новые правила игры, без бизнеса их принимать не должен», — резюмировал Антон Глушков.

Отвечая на вопрос модератора сессии о том, какие сложности наблюдаются на практике с введением единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования и какие преимущества он несет для регионов и застройщиков, глава нацобъединения сказал, что ключевая цель в том, чтобы «научиться быстро одновременно корректировать градостроительную документацию всех уровней, когда какие-либо решения принимаются либо населением, либо властью».

Помимо президента НОСТРОЙ в дискуссии приняли участие заместитель председателя правительства Приморского края Ольга Иванникова, председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Аронов и Партнеры» Александр Аронов, директор по корпоративным и юридическим вопросам ГК «Самолет» Екатерина Казакова, первый заместитель генерального директора ФСК «Регион» Роман Капинос, старший партнер консалтинговой группы VERSUS, адвокат Данил Подшивалов