Либерализация контрольной деятельности оказалась на руку недобросовестным производителям строительных материалов и изделий
Вступивший в силу немногим более трех месяцев назад Федеральный закон № 170-ФЗ от 11 июня 2021 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» принят Государственной Думой под флагом борьбы за снижение административного давления на бизнес. Развернувшаяся в 2008 году с принятием 294-го федерального закона масштабная реформа контрольной (надзорной) деятельности в связке с регуляторной гильотиной не оставляла у депутатов Госдумы сомнений в том, что с 1 июля не просто вступит в силу закон-спутник к 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, 247-ФЗ и 248-ФЗ от 31 июля 2020 года, но и начнется совершенно новая эпоха взаимоотношений бизнеса и власти. Председатель думского Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова убедила тогда коллег: нормы всех этих законов позволят значительно снизить число проверок для того, чтобы контроль осуществлялся максимально незатратно, с меньшим количеством ресурсов и незаметно для контролируемых лиц. По словам выступавшего в завершение обсуждения будущего 170-ФЗ члена того же комитета Александра Авдеева, не только можно, но и нужно жить с меньшим количеством проверок и тем самым не оказывать давления на бизнес.
Однако участники состоявшихся 7 октября общественных слушаний «Противодействие недобросовестной конкуренции на строительном рынке Сибири в условиях нового правового регулирования государственного контроля (надзора) в РФ» констатировали: прекращение государственного контроля (надзора) за оборотом отдельных строительных материалов путем исключения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) из системы противодействия обороту фальсификата принесло пользу только недобросовестным производителям и продавцам. Оказавшись без государственного контроля, они теперь безнаказанно сокращают себестоимость продукции в ущерб качеству, тем самым ставя под удар потребителей, и продают свой товар по демпинговым ценам, отнимая у легального бизнеса значительную долю рынка, на который хлынули контрафакт и фальсификат.
Как отметили участники слушаний, стремясь снизить нагрузку на бизнес, законодатель фактически создал условия для производства опасных для жизни строительных материалов и изделий. В этой связи заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб подчеркнул: «Если раньше опасность подстерегала граждан, в основном, на улице, то теперь она стала реальной и в их жилье. И все потому, что законодатель, смягчив регуляторную политику, оставил без внимания вопрос о том, кто будет следить за качеством строительных материалов, от которого зависит безопасность домов».
Участники слушаний, что называется, в один голос говорили об опасности, нависшей над будущими обитателями строящихся зданий. Так, по словам заместителя председателя Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС), члена Общественного совета при Новосибирском УФАС России Валерия Бодренкова, правовое регулирование и правоприменительная практика в области противодействия распространению фальсифицированной и контрафактной продукции на рынке строительных материалов и до принятия закона-спутника были несовершенны, теперь же система разрушена почти полностью.
В свою очередь, член Правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов обратил внимание слушателей на то, что сейчас найти фальсификат на цементном рынке не составляет труда. Такой цемент непредсказуем в составе растворов, использование в нем нестандартных минеральных добавок может привести к непрогнозируемому разрушению бетонных конструкций.
По данным Геннадия Рассказова, в последние годы благодаря введению обязательной сертификации цемента и проверкам, проводимым Росстандартом, доля продукции неустановленного качества сократилась. Если в 2017 году по признакам незаконного оборота цемента «Сибцем» направил в государственные контролирующие органы 38 обращений, то в 2018-м их количество упало до 12, в 2019-м — до 4. Снизился и объем незаконного оборота цемента в стране. По расчетам исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», он уменьшился с 11,7 млн тонн в 2015 году до 3,16 млн тонн в 2020-м, ущерб отрасли за тот же период снизился с 44,5 млрд рублей до 13,3 млрд. Таким образом, положительный эффект был очевиден. Но в пандемийном 2020-м правительство ввело мораторий на проведение проверок в рамках государственного контроля, и в 2021-м произошел взрывной рост объема сбыта некачественной цементной продукции.
О состоянии коллапса, наступившем после вступления в силу закона-спутника, с тревогой говорили и представители других профессиональных объединений. Генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем, председатель комитета по борьбе с незаконным оборотом строительной продукции Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» Владислав Ткаченко заявил, что раньше объединения постоянно сотрудничали с Росстандартом, но теперь обращаться по поводу некачественных изделий стало некуда. В результате успехи, достигнутые в борьбе с производителями некачественных труб в прежние годы, могут быть сведены на нет, и жилищно-коммунальному хозяйству страны будет нанесен колоссальный ущерб.
О том, что упразднение государственного контроля может свести на нет и усилия Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО), говорил исполнительный директор АПРО Александр Квашнин. Он напомнил, что благодаря введению обязательного сертификационного контроля, возложенного на Росстандарт, за последние 5 лет удалось сократить долю радиаторов с недостоверными показателями с 35% до 5%. После того как на отечественный рынок перестал поступать фальсификат (в основном, из Китая и Турции) в Россию пришли инвестиции из Западной Европы. Но теперь зарубежные недобросовестные производители вновь активизировались. Обратиться с просьбой о проведении проверок их продукции стало некуда, и некачественные приборы отопления вновь стали реальной угрозой для россиян. Не меньшую опасность для потребителей видит и генеральный директор Ассоциации дистрибьюторов и производителей электротехники «Честная позиция» в СФО Владимир Кашкин. В аналогичной ситуации оказались производители кабельной продукции, которые тоже не могут эффективно бороться с фальсификатом без поддержки Росстандарта — об этом сообщил президент — председатель Правления Ассоциации «Электрокабель» Максим Третьяков.
По общему мнению участников слушаний, полномочия Росстандарта в отношении строительных материалов необходимо восстановить безотлагательно. В свою очередь, начальник Управления метрологии, государственного контроля и надзора Росстандарта Александр Кузьмин подтвердил необходимость урегулирования сложившейся ситуации. «В рамках осуществления полномочий Росстандартом ежегодно проводилось около 8 тыс. проверок, из них 3,5 тыс. — за соблюдением обязательных требований к продукции. С 2015 года было проверено 843 предприятия по производству и реализации цемента, у 114 выявлены нарушения. Только в СФО за этот период проведены проверки в отношении 103 организаций, по результатам которых выявлены нарушения в 20 случаях, — сообщил Александр Кузьмин. — Также Сибирским межрегиональным территориальным управлением было проведено 44 проверочных мероприятия на основании поступающих материалов, указывающих на наличие нарушений, в 36 случаях нарушения подтвердились. Общая сумма наложенных штрафов составила около 2,5 млн рублей». Росстандарт готов и в дальнейшем взаимодействовать с отраслевыми ассоциациями и защищать добросовестных производителей строительных материалов и изделий, проводить проверки по заявлениям гражданам, выявлять поставщиков опасной продукции. Однако действие всех этих инструментов на сегодняшний день приостановлено, и для преодоления негативных последствий, наступивших после вступления в силу закона-спутника, депутатам Госдумы надо вернуться к рассмотрению этого вопроса.