Безопасность, комфорт и красные линии: что взволновало участников конференции «ГЕОСТРОЙ» в Новосибирске

Безопасность, комфорт и красные линии: что взволновало участников конференции «ГЕОСТРОЙ» в Новосибирске

Безопасность, комфорт и красные линии: что взволновало участников конференции «ГЕОСТРОЙ» в Новосибирске Shutterstock/FOTODOM
Как с помощью современных технологий предотвратить обрушение масштабных инфраструктурных объектов, снизить расходы на возведение зданий и сооружений, сделать градостроительство одновременно более прагматичным и более человечным, обсудили участники Международной конференции «ГЕОСТРОЙ: Геопространственное обеспечение строительства. Цифровая трансформация» в Новосибирске. Спикерами выступили российские и зарубежные специалисты в сферах инженерных изысканий, геодезии, высокоточных измерений и технического мониторинга, технологий информационного моделирования и обработки больших данных, искусственного интеллекта, архитектурно-строительного проектирования.

В десятые годы «ГЕОСТРОЙ» был ежегодным мероприятием, но в последнее время его проведение было приостановлено. Одним из главных инициаторов возрождения форума на регулярной основе стал вице-президент Российского союза строителей, координатор Национального объединения строителей и Национального объединения изыскателей и проектировщиков по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко. По его мысли, обновленный «ГЕОСТРОЙ» должен носить преимущественно прикладной характер, помогая профессиональному сообществу эффективнее решать свои практические задачи.

Опасные вибрации

На методах дистанционного контроля физического состояния зданий, сооружений и оборудования остановился научный руководитель по направлению «Техногенная сейсмичность» Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба» Российской академии наук Виктор Селезнёв. Он напомнил, что с 1970 года по 2021-й в мире произошло свыше 7 тыс. антропогенных катастроф; за один только 2021 год в бедствиях погибло более 3 тыс. человек. Между тем, значительной части этих бед как в России, так и в мире можно было избежать при условии системного контроля колебаний строительных конструкций, элементов работающего оборудования и т. д. Для этого разработан «Прецизионный метод дистанционного мониторинга собственных частот зданий и сооружений и амплитуда-частотных характеристик работающего оборудования». По мнению Виктора Селезнёва, в тщательном отслеживании более всего нуждается динамика колебаний масштабных сооружений транспортной инфраструктуры и промышленности. То, к каким катастрофическим последствиям способны привести вошедшие в резонанс колебания «тела промышленного сооружения» и смонтированного в нем оборудования, наглядно показывает пример аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Опасно могут повести себя (и уже давно ведут) мосты, просто об этом не всегда громко сообщают. Например, за один 2018 год в России обрушилось 18 мостов, а если учесть не только крупные, но и небольшие, пешеходные мостовые сооружения, то цифра увеличится до 100. Какие сюрпризы еще приготовило людям это обширное хозяйство, можно косвенно судить по данным Росстата, согласно которым в РФ сегодня эксплуатируется около 72,5 тыс. мостовых сооружений, и почти половина из них требует ремонта. «Вековая практика показала: все, что совершает колебательные движения под действием вынуждающей силы, рано или поздно разрушается. А если собственные частоты объекта совпадают по частоте с возбуждающими колебаниями, то разрушение происходит значительно быстрее. Контролируя изменение собственных частот зданий, можно контролировать их техническое состояние», — разъяснил эксперт.

Искусственный интеллект и нейроархитектура

О разработке платформы АРХИ (Управление строительными проектами с применением искусственного интеллекта) рассказал руководитель Центра искусственного интеллекта Новосибирского государственного университета Игорь Болдырев. По его словам, создается своего рода «цифровой ассистент руководителя строительного проекта», который помогает освободить человека от рутинных операций и одновременно по ключевым показателям проконтролировать ход работ на площадках, выполнение графиков и т. п. Как пояснил Игорь Болдырев, строительным организациям важно сократить время реализации проекта: банковские кредиты становятся очень дорогими, поэтому чем быстрее вводится объект, тем больше возможностей для эффективного управления этими деньгами. И будет полезно, если удастся сократить строительный цикл с помощью искусственного интеллекта. Прежде всего, здесь подразумеваются оптимизация управленческих процессов, сокращение рисков.

Какой прогресс в дело эффективного проектирования городов вносит нейроархитектура, раскрыл основатель студии архитектуры FINT и проекта NeuroArchitecture Никита Отришко. Он подчеркнул, что термин «нейроархитектура» этимологически не соотносится с «нейросетями» — здесь речь идет о синтезе архитектуры и нейробиологии. Нейроархитектура учитывает когнитивные, поведенческие особенности людей. Ее решения по созданию комфортной среды основаны на данных нейробиологических исследований — этим занимаются профильные лаборатории, анализируя реакции фокус-групп посредством специальной аппаратуры (айтрекеров, шиммеров, электроэнцефалографов). Одно из недавних исследований было проведено в Калининграде, фокус-группой выбрали «молодых мам, выходящих с детьми в парк на прогулку».

В мастер-планах нейроархитектура помогает, основываясь на реальных (и, кстати, далеко не всегда рациональных) предпочтениях людей, прорабатывать наиболее эффективные социальные хабы для общения и отдыха, экологические коридоры и зоны восстановления, инклюзивные жилые районы, транспортные узлы с минимальным уровнем стресса для людей.

Старое — плохо, что забытое

Вместе с тем, осваивая ориентированную на человека нейроархитектуру и приручая искусственный интеллект, не стоит предавать забвению некоторые старые, но вовсе не устаревшие правила и порядки в градостроительстве. О них напомнил доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, бывший главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов.

Так, красные линии он назвал «последним инструментом градостроителя», который ни в коем случае нельзя упускать. Этими условными линиями очерчивается базовая структура будущей застройки — ее транспортный каркас, коридоры для сетей инженерной инфраструктуры, а также разграничиваются земли общего пользования и «приватные территории». Все дальнейшие работы по межеванию, трассировке коммуникаций и другие должны быть увязаны с этой «градостроительной матрицей».

Как отметил Виктор Тимонов, сегодня проектировщики вынуждены разрабатывать проекты планировок, сталкиваясь с необходимостью уточнения опорных топографических планов, поскольку в городах растет количество объектов, которые на них не отражены. Виной тому — брошенная на самотек сплошная инвентаризация городских территорий и последующая корректировка опорных планов, за периодичностью которых никто не следит.

Формируя границы земельных участков, определяя координаты для последующей постановки участков на кадастровый учет, инженеры сталкиваются с очень распространенной проблемой, заключающейся в том, что координаты углов поворота границ земельных участков и границ кварталов, ограниченных красными линиями, не совпадают. «Между тем, практика прошлых десятилетий, когда стабильно велись журналы учета красных линий, обеспечивала четкое взаимодействие инженеров-геодезистов с архитекторами-градостроителями и исключала такую проблему. Возможно, современным кадастровым инженерам имеет смысл изучить опыт предшественников для его использования в форматах нового информационного пространства», — предположил Виктор Тимонов.

Также экс-главного архитектора Новосибирска тревожит систематическая утеря огромного объема информации о положении линейных объектов инженерной инфраструктуры. «Такой беды раньше не было вообще, так как застройщик в процессе прокладки инженерных коммуникаций обязан был документально фиксировать их координатную и планово-высотную привязку по отметкам в открытой траншее и передавать полученные данные в государственный геоинформационный фонд», — пояснил Виктор Тимонов. Кроме того, в состав проектной документации ранее обязательно должен был входить сводный план всех инженерных сетей — от точек подключения до строящегося объекта. А при вводе объекта в эксплуатацию инспекция Госархстройнадзора (тогда было такое название) в обязательном порядке требовала от застройщика исполнительную съемку вновь построенных коммуникаций. Куда и почему исчезли эти требования — большой вопрос. Между тем, в результате нарастающего дефицита информации о точном положении линейных подземных коммуникаций города становятся как будто заминированными: уже ни одна стройка при проведении земляных работ не обходится без случаев повреждения действующих коммуникаций — трубопроводов, электрических кабелей высокого напряжения. «Решение этой проблемы также кроется в использовании опыта наших предшественников. Это нормально, когда забытое старое становится полезным новым», — резюмировал эксперт.