
По мнению СП, выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки связаны, в частности, с низким качеством подготовки проектно-сметной документации (ПСД). Кроме того, установлены многочисленные факты нарушений законодательства при заключении и исполнении контрактов на строительство и ремонт ГТС и проведение водохозяйственных мероприятий на общую сумму более 689 млн рублей. В результате удорожание стоимости строительства ГТС составило свыше 4,47 млрд рублей, перенос сроков завершения их строительства — до шести лет. Также была потеряна актуальность разработанной ПСД по водохозяйственным мероприятиям на общую сумму 286,8 млн рублей.
В отчете отмечаются факты нарушений градостроительного и природоохранного законодательства, свидетельствующие о недостаточном уровне контроля со стороны федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления. Например, выявлены факты завышения сметной стоимости работ и заключения контрактов с подрядчиками, не обладающими должной квалификацией, а также оплаты неподтвержденных расходов и непринятия мер по взысканию ущерба, причиненного по вине подрядчика.
СП также установила, что действующей методикой оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий не предусмотрена модель расчета стоимости затрат на ряд мероприятий по защите населения. Методикой не учитывается, например, переселение с подверженных затоплению территорий. При этом стоимость капитальных вложений на возведение ряда ГТС, согласно ПСД, значительно превышает размер предотвращаемого ущерба.
В качестве альтернативы строительству защитных сооружений в ходе проверки была разработана модель укрупненной оценки стоимости переселения с территорий, подверженных негативному воздействию вод. Эта модель учитывает различные варианты предотвращения ущерба от затопления. Среди них предусматриваются как переселение населения со всей затапливаемой территории, так и частичное перемещение людей с наиболее подверженных затоплению участков местности, а также частичное переселение и снос капитальных зданий и сооружений со строительством защитных сооружений на удалении от речного русла. Кроме того, модель учитывает затраты на переселение. Расчет с ее помощью показал, что строительство береговых дамб не стоит рассматривать в качестве безальтернативного варианта защиты от наводнения. В ряде случаев можно ограничиться переселением из отдельных жилых домов, находящихся в наиболее пониженных участках рельефа, и обойтись без строительства защитных дамб.
Счетная палата отмечает также, что до сих пор не урегулированы вопросы, связанные с определением степени технической готовности объектов капитального строительства. В одних случаях значение степени готовности этих объектов определяется на основании стоимости выполненных работ, а в других — по физическим объемам строительства. По мнению аудиторов, отсутствие единого подхода создает возможность предоставления недостоверной отчетности.
Номер публикации: №29 15.08.2025