Искусство в массы

Фото: http://drugoigorod.ru/
Эти шедевры российских коммунальщиков никого не оставят равнодушным

Ежегодно в третье воскресенье марта в России отмечается День работников жилищно-коммунального хозяйства. Деятельность работников сферы ЖКХ охватывает множество аспектов — от сугубо бытовых до художественных. К последним относится и оформление общественных пространств в специфическом стиле, получившем в народе неофициальное название «ЖКХ-арт». Самые свежие образцы стиля, сфотографированные россиянами, — в сегодняшней подборке «Стройгазеты».

Строго говоря, термин сегодня включает не только творения самих сотрудников сферы ЖКХ — эстафета давно подхвачена жильцами, которые и сами активно украшают свои дворы и подъезды инсталляциями из покрышек и пластиковых бутылок. Но истоки уникального культурного явления лежат именно в подходе к благоустройству дворов, который был принят в развитом СССР, в 1970-е и позже.


Со временем место деревянных богатырей и модели бомбардировщиков в российских дворах стали теснить малые архитектурные формы из подручных средств — как ставшие уже классикой лебеди из покрышек и «толпы» мягких игрушек, так и фигуры поинтереснее.

Такие, например, как этот «шинный монстр», как будто попавший в краснодарский двор прямиком из очередного сезона «Очень странных дел», или лаконичное украшение палисадника в Кунцево на фото ниже.

«Неправильные пчелы» обитают в одном из дворов московского района Проспект Вернадского.

А агрессивный бойцовский пес «прописался» в Петербургском Купчино. Вот уж действительно — «Осторожно, злая собака».

На постсоветском пространстве образцы этого трогательного, наивного, а порой и пугающего направления декоративно-прикладного искусства тоже встречаются: эта красотка сфотографирована в одном из дворов Латвии.

Несмотря на то, что на дворе уже 2020-е, при создании объектов ЖКХ-арта порой все еще используются советские мотивы. Возможно, дают о себе знать корни явления — или сказывается тот факт, что среди жильцов подобным благоустройством чаще всего занимаются люди старшего поколения.

Характерная черта объектов ЖКХ-арта — они часто выглядят жутковато. Порой возникает ощущение, что с объектом поработал художник-авангардист — если не декоратор фильма ужасов.

Назначение изрядной части этих хтонических объектов на первый взгляд остается непонятным. Да и на второй — тоже.

Вполне возможно, речь действительно идет о направлении в искусстве, и тогда все становится на свои места: задача художника — вызвать эмоции, заставить задуматься. Потрясти зрителя, наконец.

Кроме шуток — вспомним об ар-брют. Этот термином изначально называли искусствр душевнобольных, маргиналов, дикарей и выросших вдали от цивилизации изгоев, но затем он стал применяться и в отношении профессиональных художников-примитивистов.

Автор термина, художник Жан Дюбюффе, считал, что такое искусство, спонтанное и не ориентирующееся на арт-сообщество, достойно самого пристального внимания.

Так что неудивительно, что ЖКХ-арт пользуется такой популярностью у российских пользователей соцсетей. В конце концов, что бы все эти инсталляции ни значили, выглядят они эффектно.

К тому же, ЖКХ-арт — не самый плохой способ повторного использования отходов.

При создании коммунальных шедевров активно используются пластиковые бутылки и части упаковки, а также старые покрышки. А ведь, не присматриваясь, и не поймешь, что эта грозная птица сделана из автомобильных шин.