Что необходимо учесть при осуществлении масштабных проектов в современном мегаполисе
Промышленное развитие прошлых лет существенно повлияло на облик городов. Однако сегодня существует тенденция переноса производств за городскую черту или редевелопмента неэффективно используемых территорий. На их месте появляются новые пространства с качественной архитектурой и благоустроенными зонами. Такие изменения также становятся драйверами устойчивого развития и экологизации городов. О трендах в градостроительной политике «Стройгазета» побеседовала с первым заместителем директора — главным архитектором ГБУ «ГлавАПУ» Артёмом Дедковым.
- Мне нравится сравнение градостроителя с дирижером оркестра. Разработка любого проекта — это всегда совместная работа множества специалистов из разных областей. В коллективе ГлавАПУ работают архитекторы, транспортники, инженеры, экологи, градэкономисты, дизайнеры: невозможно одному специалисту решить все задачи. Поэтому важно уметь находить баланс, учитывать детали и одновременно руководить сразу несколькими процессами.
Наша организация за более чем 30 лет своей деятельности разработала сотни проектов планировки территории, приняла участие в крупнейших городских программах. Так, в рамках реновации в Москве нами подготовлено 47 проектов планировки территорий, сегодня большинство из них находится в активной стадии реализации. Эта работа дала нам колоссальный опыт — мы выросли как профессионалы и сумели найти самые оптимальные и комфортные проектные решения, которые применяем и в текущих проектах.
ГлавАПУ также готовит концепции благоустройства дворовых территорий: вместе с жителями за несколько лет мы подготовили 34 проекта по программе мэра «Мой район». В Новой Москве, например, прорабатывали строительство жилья, социальных объектов, транспортной и инженерной инфраструктур, интегрируя их в существующую застройку и природные объекты.
- Как разрабатывается градостроительная документация? Есть ли место творчеству или все проекты типовые?
- В России и в Москве создана нормативно-правовая база, регулирующая абсолютно все процессы градостроительной деятельности. Эти нормы служат основой для работы проектных институтов, однако это не означает, что все наши решения одинаковые: есть творческие аспекты, где каждый может проявить себя. Конечно, всегда существуют определенные ограничения, такие как особенность рельефа, сложности прохождения коммуникаций или инженерного обеспечения. Но я считаю, что именно эти сложности мотивируют на поиск интересных и уникальных решений. Каждый проект требует тщательной проработки и индивидуального подхода.
- Где обучают профессии градостроителя?
- В Москве есть несколько вузов с сильными кафедрами по нашему направлению — МАРХИ, МГСУ, МИИГАиК, ГУЗ, НИУ ВШЭ, МАДИ, МИТУ-МАСИ, — чьи студенты часто приходят на практику в ГлавАПУ. Эти университеты дают фундаментальные знания и обучают важнейшим основам профессии.
Однако практика всегда отличается от теории. Очевидно, что после завершения многолетнего обучения и защиты диплома погрузиться в рабочие условия бывает непросто: появляются большие проекты, которые ведутся параллельно, срочные поручения и новые виды задач. Чтобы облегчить процесс адаптации молодых специалистов, мы запустили курс онлайн-лекций для внутреннего обучения сотрудников. В этих лекциях наши коллеги делятся своим опытом, ключевыми практическими аспектами работы, раскрывают особенности внутренних процессов. Регулярно я провожу встречи с молодыми архитекторами-градостроителями, где мы обсуждаем основные принципы формирования комфортной городской среды.
- Какие главные тренды сейчас в градостроительстве мегаполисов?
- За последние десятилетия мегаполисы сильно преобразились. Все чаще города ориентируются на потребности жителей и поиск возможностей для их удовлетворения. Так возникла предложенная французским исследователем Карлосом Морено (Carlos Moreno) концепция «15-минутного города», в основе которой децентрализация городской жизни. Она призвана в пределах 15-минутной доступности обеспечить жителям все основные жизненные функции: дом, работа, магазины, здравоохранение, образование и досуг.
Концепция особенно актуальна для крупных городов, где население зачастую тратит много времени на перемещения. В связи с этим возникают новые задачи: создание пешеходных зон, развитие велоинфраструктуры и городского транспорта. Уже не трендом, а необходимостью становятся комплексная оценка состояния и стратегическое планирование развития территории. Это возможно благодаря цифровым технологиям, а именно цифровому мастер-планированию: анализ больших объемов данных, моделирование и прогнозирование для оптимизации ключевых аспектов городской среды. Появляется возможность тестировать и анализировать любые городские изменения в виртуальном пространстве — так снижаются риски ошибок.
- Как эти тренды влияют на нашу столицу?
- Любому жителю и гостю столицы заметно, как Москва преобразилась за последние 15 лет. Запустились десятки программ и масштабных проектов по развитию городской среды, а безопасность и комфорт жителей становятся приоритетом. Активно реализуется программа реновации, подразумевающая не только создание нового жилья, но и комплексный подход к формированию пространств. В новых кварталах реновации обеспечивается доступность социальной и транспортной инфраструктур, закладываются пешеходные связи.
Важнейший резерв развития столицы сегодня — бывшие промышленные зоны, которые включены в программу комплексного развития территорий (КРТ). Сейчас на разных стадиях проработки и реализации находятся 236 проектов КРТ общей площадью более 3,1 тыс. гектаров.
Одна из промзон, которую ждет масштабная реорганизация, в том числе по программе КРТ, — Южный порт, где на месте старых производств появятся качественное жилье, необходимая инфраструктура, комфортное благоустройство, в кварталы будет интегрирована прибрежная территория. Все это позволит создать новый центр Москвы и точку притяжения для многих горожан.
Также в числе крупных проектов — реорганизация территории бывшего авиазавода «МИГ» на севере столицы. Общая площадь участка — почти 90 гектаров, из которых свыше 63 гектаров будут реорганизованы по программе КРТ. Здесь вместо старых производственных объектов появится новый район с сбалансированной жилой и общественно-деловой застройкой. В пешей доступности будут станции метро, стадионы и крупные парки, которые свяжут велопешеходными маршрутами.
Яркий и наглядный пример преобразования — ЗИЛ: на землях завода появились жилые кварталы, набережная, музей, пешеходный бульвар и многое другое. Сегодня нет необходимости держать неэффективную промышленность в городской черте, вместо нее горожане получают новые интересные и уникальные пространства, в которых хочется проводить свой досуг, гулять с детьми и культурно развиваться.
- Использует ли Москва современные цифровые технологии для планирования территории?
- В сфере технологий наша столица уверенно занимает ведущие позиции в мире. Она использует современные цифровые решения во всех отраслях, в том числе в градостроительстве. Например, с 2019 года здесь функционирует платформа «Цифровой двойник города Москвы», разработанная столичным Департаментом информационных технологий, — точная 3D-копия города в виртуальной реальности, на которую нанесены не только здания, но и все инженерные и транспортные коммуникации. Информация в «Цифровом двойнике» регулярно обновляется, в том числе с помощью специалистов ГлавАПУ. Платформа позволяет заранее моделировать градостроительные решения и эффективно контролировать ход реализации проектов.
- Какой он — город будущего?
- Об этом можно долго рассуждать. С одной стороны, мир меняется так стремительно, что строить прогнозы на 50, 30 или даже 10 лет — не очень актуально.
С другой стороны, градостроительство — это про «игру вдолгую», и облик мегаполисов будущего зависит от нас настоящих. Именно сейчас мы определяем, насколько комфортной, безопасной и человекоцентричной будет наша столица. Безусловно, через десятки и сотни лет большинство городов будет выглядеть иначе, поэтому наша задача сейчас — заложить наиболее качественную основу для благополучной жизни многих поколений.
Промышленное развитие прошлых лет существенно повлияло на облик городов. Однако сегодня существует тенденция переноса производств за городскую черту или редевелопмента неэффективно используемых территорий. На их месте появляются новые пространства с качественной архитектурой и благоустроенными зонами. Такие изменения также становятся драйверами устойчивого развития и экологизации городов. О трендах в градостроительной политике «Стройгазета» побеседовала с первым заместителем директора — главным архитектором ГБУ «ГлавАПУ» Артёмом Дедковым.
- Артём Геннадьевич, расскажите подробнее о профессии. Чем занимается градостроитель в современном мире?
- Мне нравится сравнение градостроителя с дирижером оркестра. Разработка любого проекта — это всегда совместная работа множества специалистов из разных областей. В коллективе ГлавАПУ работают архитекторы, транспортники, инженеры, экологи, градэкономисты, дизайнеры: невозможно одному специалисту решить все задачи. Поэтому важно уметь находить баланс, учитывать детали и одновременно руководить сразу несколькими процессами.
Наша организация за более чем 30 лет своей деятельности разработала сотни проектов планировки территории, приняла участие в крупнейших городских программах. Так, в рамках реновации в Москве нами подготовлено 47 проектов планировки территорий, сегодня большинство из них находится в активной стадии реализации. Эта работа дала нам колоссальный опыт — мы выросли как профессионалы и сумели найти самые оптимальные и комфортные проектные решения, которые применяем и в текущих проектах.
ГлавАПУ также готовит концепции благоустройства дворовых территорий: вместе с жителями за несколько лет мы подготовили 34 проекта по программе мэра «Мой район». В Новой Москве, например, прорабатывали строительство жилья, социальных объектов, транспортной и инженерной инфраструктур, интегрируя их в существующую застройку и природные объекты.
- Как разрабатывается градостроительная документация? Есть ли место творчеству или все проекты типовые?
- В России и в Москве создана нормативно-правовая база, регулирующая абсолютно все процессы градостроительной деятельности. Эти нормы служат основой для работы проектных институтов, однако это не означает, что все наши решения одинаковые: есть творческие аспекты, где каждый может проявить себя. Конечно, всегда существуют определенные ограничения, такие как особенность рельефа, сложности прохождения коммуникаций или инженерного обеспечения. Но я считаю, что именно эти сложности мотивируют на поиск интересных и уникальных решений. Каждый проект требует тщательной проработки и индивидуального подхода.
- Где обучают профессии градостроителя?
- В Москве есть несколько вузов с сильными кафедрами по нашему направлению — МАРХИ, МГСУ, МИИГАиК, ГУЗ, НИУ ВШЭ, МАДИ, МИТУ-МАСИ, — чьи студенты часто приходят на практику в ГлавАПУ. Эти университеты дают фундаментальные знания и обучают важнейшим основам профессии.
Однако практика всегда отличается от теории. Очевидно, что после завершения многолетнего обучения и защиты диплома погрузиться в рабочие условия бывает непросто: появляются большие проекты, которые ведутся параллельно, срочные поручения и новые виды задач. Чтобы облегчить процесс адаптации молодых специалистов, мы запустили курс онлайн-лекций для внутреннего обучения сотрудников. В этих лекциях наши коллеги делятся своим опытом, ключевыми практическими аспектами работы, раскрывают особенности внутренних процессов. Регулярно я провожу встречи с молодыми архитекторами-градостроителями, где мы обсуждаем основные принципы формирования комфортной городской среды.
- Какие главные тренды сейчас в градостроительстве мегаполисов?
- За последние десятилетия мегаполисы сильно преобразились. Все чаще города ориентируются на потребности жителей и поиск возможностей для их удовлетворения. Так возникла предложенная французским исследователем Карлосом Морено (Carlos Moreno) концепция «15-минутного города», в основе которой децентрализация городской жизни. Она призвана в пределах 15-минутной доступности обеспечить жителям все основные жизненные функции: дом, работа, магазины, здравоохранение, образование и досуг.
Концепция особенно актуальна для крупных городов, где население зачастую тратит много времени на перемещения. В связи с этим возникают новые задачи: создание пешеходных зон, развитие велоинфраструктуры и городского транспорта. Уже не трендом, а необходимостью становятся комплексная оценка состояния и стратегическое планирование развития территории. Это возможно благодаря цифровым технологиям, а именно цифровому мастер-планированию: анализ больших объемов данных, моделирование и прогнозирование для оптимизации ключевых аспектов городской среды. Появляется возможность тестировать и анализировать любые городские изменения в виртуальном пространстве — так снижаются риски ошибок.
- Как эти тренды влияют на нашу столицу?
- Любому жителю и гостю столицы заметно, как Москва преобразилась за последние 15 лет. Запустились десятки программ и масштабных проектов по развитию городской среды, а безопасность и комфорт жителей становятся приоритетом. Активно реализуется программа реновации, подразумевающая не только создание нового жилья, но и комплексный подход к формированию пространств. В новых кварталах реновации обеспечивается доступность социальной и транспортной инфраструктур, закладываются пешеходные связи.
Важнейший резерв развития столицы сегодня — бывшие промышленные зоны, которые включены в программу комплексного развития территорий (КРТ). Сейчас на разных стадиях проработки и реализации находятся 236 проектов КРТ общей площадью более 3,1 тыс. гектаров.
Одна из промзон, которую ждет масштабная реорганизация, в том числе по программе КРТ, — Южный порт, где на месте старых производств появятся качественное жилье, необходимая инфраструктура, комфортное благоустройство, в кварталы будет интегрирована прибрежная территория. Все это позволит создать новый центр Москвы и точку притяжения для многих горожан.
Также в числе крупных проектов — реорганизация территории бывшего авиазавода «МИГ» на севере столицы. Общая площадь участка — почти 90 гектаров, из которых свыше 63 гектаров будут реорганизованы по программе КРТ. Здесь вместо старых производственных объектов появится новый район с сбалансированной жилой и общественно-деловой застройкой. В пешей доступности будут станции метро, стадионы и крупные парки, которые свяжут велопешеходными маршрутами.
Яркий и наглядный пример преобразования — ЗИЛ: на землях завода появились жилые кварталы, набережная, музей, пешеходный бульвар и многое другое. Сегодня нет необходимости держать неэффективную промышленность в городской черте, вместо нее горожане получают новые интересные и уникальные пространства, в которых хочется проводить свой досуг, гулять с детьми и культурно развиваться.
- Использует ли Москва современные цифровые технологии для планирования территории?
- В сфере технологий наша столица уверенно занимает ведущие позиции в мире. Она использует современные цифровые решения во всех отраслях, в том числе в градостроительстве. Например, с 2019 года здесь функционирует платформа «Цифровой двойник города Москвы», разработанная столичным Департаментом информационных технологий, — точная 3D-копия города в виртуальной реальности, на которую нанесены не только здания, но и все инженерные и транспортные коммуникации. Информация в «Цифровом двойнике» регулярно обновляется, в том числе с помощью специалистов ГлавАПУ. Платформа позволяет заранее моделировать градостроительные решения и эффективно контролировать ход реализации проектов.
- Какой он — город будущего?
- Об этом можно долго рассуждать. С одной стороны, мир меняется так стремительно, что строить прогнозы на 50, 30 или даже 10 лет — не очень актуально.
С другой стороны, градостроительство — это про «игру вдолгую», и облик мегаполисов будущего зависит от нас настоящих. Именно сейчас мы определяем, насколько комфортной, безопасной и человекоцентричной будет наша столица. Безусловно, через десятки и сотни лет большинство городов будет выглядеть иначе, поэтому наша задача сейчас — заложить наиболее качественную основу для благополучной жизни многих поколений.
Теги: