Механизмы ИБ позволяют задействовать средства граждан, которые непосредственно участвуют в отборе самых востребованных проектов. А Минфин, со своей стороны, поддерживает такие инициативы методологически и финансово. На практике все начинается с заявок самих жителей на проведение каких-то конкретных работ возле дома. Все такие пожелания внимательно рассматриваются, но для реализации отобранных в конечном счете инициатив есть одно непременное условие — люди тоже должны сами выделить на них средства. И только если жители согласны «проголосовать рублем», будет подключен местный бюджет.
У такого софинансирования много позитивных сторон. Во-первых, скорость. Проекты в рамках ИБ требуют меньше согласований и, как правило, воплощаются в среднем за год, то есть существенно быстрее муниципальных проектов благоустройства. Во-вторых, когда во что-то вкладываются личные средства, то и отношение к результатам их использования более ответственное. К тому же люди лучше понимают, куда идут их деньги, на что расходуется та часть налогов, которая перечисляется в местные бюджеты.
И наконец, повышается уровень доверия к низовой власти, которой остается только должным образом осуществлять «заказы» граждан.
Масштабы ИБ постепенно расширяются: в первый год использования такого механизма (2016) были реализованы 8 732 подобные инициативы, а по итогам 2021-го их число увеличилось в три с лишним раза, составив 29 114 проектов. Всю подобную статистику отслеживает Центр инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ. По его данным, 16,5% реализованных начинаний были направлены на ремонт и обустройство прилегающих к МКД подъездных путей и тротуаров, на втором месте по популярности у населения находятся проекты по организации мест массового отдыха жителей и приведению в порядок объектов благоустройства (14,7%), на третьей позиции — ремонт и строительство детских игровых площадок и комплексов (10,4%).
Конечно, все проекты в рамках инициативного бюджетирования невелики по масштабам и на каждый их них тратится кратно меньше финансов, чем на муниципальные проекты благоустройства. Тем не менее, средства населения постепенно начинают играть все более заметную роль в улучшении придомовых территорий. В прошлом году таким образом удалось собрать 2,8 млрд рублей — на 40% больше результатов 2020 года. И эта динамика превосходит темпы наращивания муниципального финансирования на цели благоустройства.
Номер публикации: №36 23.09.2022