Ветер с востока

Россия и Япония расширяют сотрудничество в области городской среды и ЖКХ

Деятельность Российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды будет расширена. Новыми сферами сотрудничества могут стать вопросы водоснабжения и водоотведения, энергетика, цифровизация, технологии для ЖКХ и транспортная инфраструктура. Об этом заявил заместитель министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров, выступая на XII заседании рабочей группы.

«Сотрудничество российских регионов и японских компаний началось с проектов городского развития и «умных» технологий в Воронеже и Владивостоке, — напомнил замминистра. — Сейчас есть потенциал для совместной работы в области очистки сточных вод, энергетики, обращения с отходами. Наши коллеги из Японии имеют богатый опыт как анализа, так и непосредственного внедрения наиболее эффективных технологий в этих областях».

Сотрудничество японских компаний с российскими городами уже приносит первые плоды. В Воронеже приоритетным направлением сотрудничества стало применение новых градостроительных подходов, основанных на принципах транзитно-ориентированного проектирования (TOD). Особенностью этого подхода является проектирование транспортно-пересадочных узлов, связывающих систему рельсового транспорта с крупными деловыми, учебными и административными центрами.

В рамках реализации проекта «Реновация территорий города Воронежа на основе транзитно-ориентированного проектирования» были определены три перспективные площадки для проведения расчетов, основанных на принципах TOD, общей площадью около 145 гектаров.

Кроме того, в Воронеже на десяти перекрестках (145 светофорных объектов) внедряется система адаптивного регулирования дорожного движения ARTEMIS производства компании Kyosan. Проект включает установку дорожных контроллеров, ультразвуковых датчиков движения транспорта и центрального устройства мониторинга и управления. Как рассказал представитель городской администрации, на участках, где система уже внедрена, пропускная способность улично-дорожной сети увеличилась примерно на 20%.


Еще одним примером российско-японского взаимодействия стала реализация совместно с компанией Nice Corporation пилотного проекта по разработке стандартов «смарт-велнес» для жилищного строительства для дальнейшего внедрения их на территории Российской Федерации. В настоящее время АО «ДСК» и Nice Corporation разработали совместный проект строительства экодеревни «Чертовицкая Дубрава» — поселка круглогодичного проживания на 150- 160 индивидуальных жилых домов. Завершить строительство экодеревни планируется в 2023 году. В настоящее время разработан проект планировки территории под застройку и осуществляются мероприятия по обеспечению земельного участка необходимыми инженерными сетями под застройку. Для начала запланировано строительство трех домов различных планировок и площадей в качестве выставочных образцов. Их особенностью является использование в интерьере большого числа деревянных элементов, что, по данным японских ученых, помогает снижать у жильцов кровяное давление. Правильная температура, влажность и качество воздуха в помещениях поддерживаются автоматически благодаря датчикам, способным реагировать на повышение давления или температуры у жильцов. Энергетическая система дома предусматривает использование солнечной энергии. На крыше устанавливаются черная, поглощающая тепло черепица и солнечные батареи, заряжающие аккумуляторы. Компьютер показывает, где и сколько расходуется энергии, что позволяет сократить затраты.

Вторым городом-участником совместной работы российских и японских специалистов в области городской среды и «умных» технологий стал Владивосток. Сотрудничество идет там по нескольким направлениям, среди которых создание концепции развития (мастер-план) Владивостокского городского округа (ВГО); благоустройство общественных пространств, включая территорию острова Русского; строительство многоуровневых автомобильных стоянок; модернизация газоочистного оборудования мусоросжигательного завода с целью уменьшения выбросов вредных веществ; модернизация сетей водоотведения Владивостока и строительство малоэтажного жилья и рыбного рынка.

Вслед за Воронежем во Владиво стоке завершена реализация российско-японского проекта «умный светофор». В настоящее время «умные светофоры» установлены на пересечении Русской улицы и проспекта 100 лет Владивостоку, специалистами администрации Владивостока проводится мониторинг работы оборудования.

Летом 2019 года к числу городов-площадок российско-японского сотрудничества присоединился Санкт-Петербург. Руководство города совместно с представителями японских компаний планирует реализовать проекты в сфере развития городских территорий и строительства, транспорта, водоочистки и обращения с отходами. В Северной столице также появится интеллектуальная транспортная система, аналогичная тем, что уже показали свою эффективность в Воронеже и Владивостоке. «Умные светофоры» предполагается установить на Индустриальном проспекте. Проведенные исследования показывают, что внедрение системы позволит сократить пробки на этом участке в среднем на 23%. Петербург выразил готовность участвовать в реализации данного пилотного проекта, а также принять участие в финансировании. Для установки «умных светофоров» также планируется выделить один из участков в районе Светлановской площади. Проведена предварительная оценка строительно-изыскательских и монтажных работ. Петербург рассчитывает также на опыт японских коллег при строительстве многоуровневых подземных парковок в центре города, создании ТПУ и линий скоростного трамвая. Первые итоги этой работы предполагается обсудить на следующем заседании Российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды, которое пройдет в Токио в апреле 2020 года.

В ходе заседания Максим Егоров отметил, что схема реализации совместных проектов требует оптимизации с точки зрения вовлечения механизмов финансирования и сопровождения на взаимовыгодной основе, которые включают в себя экспортное финансирование, прямые инвестиции под гарантии, гранты, страхование и другие инструменты.

Справочно:

В XII заседании Российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды приняли участие Такуя Курита, вице-министр по земле, развитию Хоккайдо и международным делам министерства земли, инфраструктуры, транспорта Японии, представители японских компаний NEDO, Nikken Sekkei, Kyosan Electric, Mitsubishi Heavy, НИИ Номура, а также российских регионов — Воронежской области, Республики Саха (Якутия) и Республики Татарстан, Санкт-Петербурга, Приморского края.


Теги: