Уходящая красота

Крупнейший город Юга России может лишиться многих исторических зданий

Проблема сохранения исторического облика стоит перед многими российскими городами, и Ростов-на-Дону в этом смысле — не исключение. Многие краеведы и местные жители считают, что город постепенно теряет свое архитектурное лицо. Недавно корреспондент «СГ» вместе с руководителем Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александром Кожиным прогулялись по городским улицам в поисках утраченной красоты…

Как известно, с 2016 года вокруг зданий, признанных объектами культурного наследия, появились защитные зоны радиусом от 100 до 250 м в зависимости от вида памятника. В этих зонах вводятся ограничения на любое капитальное строительство. Раньше, до принятия этих изменений в законодательстве, такое строительство становилось причиной деформации и даже разрушения исторических зданий. Александр Кожин считает, что, если бы этот документ был подписан раньше, то можно было бы избежать, например, строительства стеклянной высотки рядом с памятником архитектуры — мельницей купца Ф. Н. Солодова в Газетном переулке. Новое здание строили вплотную к старому, памятник разрушили и затем некачественно воссоздали. Другой пример — высотка рядом с домом Врангеля в том же Газетном переулке. С этого исторического здания и стоит начать список памятников архитектуры, которые Ростов может потерять.

Дом Врангеля был построен в 1885 году. Здесь свое детство провел один из руководителей Белого движения Петр Врангель. У памятника сложная судьба: в 2006 году его передали Ростовской епархии, которая планировала устроить там музей. Но затем дом был продан новому собственнику — ООО «Управление механизацией». Сегодня здание ветшает без ремонта.

Другое, не менее известное в южной столице здание, — доходный дом В. Кисина и И. Фроймовича (его также называют доходным домом В. Р. Максимова) на Московской улице. Здание предположительно построено в 1899 году. Со времен Великой Отечественной войны часть дома была уничтожена. Городские власти и здесь хотели сделать музей, но планы эти так и остались на бумаге.

Дом купца Максимова в переулке Семашко построен в 1840 году. В середине XIX века здесь размещались Городская Дума, суды, мещанская управа. В свое время здесь служил приказчиком, а затем арендовал лавку Павел Чехов — отец великого русского писателя Антона Чехова. Сейчас вокруг здания нагромождение павильонов, входы в него перестроены, и это может привести к повреждению дома.

Здание редакции газеты «Приазовский край» на пересечении улицы Большой Садовой и Братского переулка построено в конце 1880-х годов. В конце XIX века здесь находилась редакция газеты «Приазовский край», в которой работали писатели Алексей Свирский и Александр Серафимович. Владельцы здания не занимаются его реставрацией, дом с заколоченными окнами пустует.

Доходный дом О. С. Павленковой на улица Станиславского тоже построен в конце XIX века. В 2015 году в доме случился пожар, и от дома остался только фасад. Сейчас территория под зданием выставлена на торги, судьба памятника представляется весьма туманной.

Впрочем, бывает, что ремонт здания оказывается не лучшим вариантом, чем его отсутствие. В Ростове, как и во многих российских городах, существует проблема непрофессионального ремонта памятников в историческом центре. По словам Александра Кожина, к сожалению, очень редко используется такой способ реконструкции, как чистка и пропитка фасадов, которая сохраняет здание в первозданном виде. Чаще всего применяют штукатурку в технике «короеда» или покраску под кирпич. Поэтому и теряют здания свой исторический облик. Взять, к примеру, дом К. А. Ворожеина на пересечении улицы Большой Садовой и Кировского проспекта, построенный в 1890 году. В 2012 году реставраторы, отступив от согласованного проекта, сбили со здания штукатурку, перекрасили стены. Сейчас дому вернули старинный кирпичный облик, но башня так и осталась выкрашенной в другой цвет.

В здании по адресу: переулок Семашко, 51, построенном в 1898 году, действовала единственная тогда в Ростове практическая школа кулинарного искусства и домоводства, ее открыл предприниматель Н. И. Токарев. Дом был выполнен в особенном стиле — неорусском. Сейчас из-за серой покраски архитектурные элементы традиционного русского орнамента уже не угадываются.

Справедливости ради надо сказать, что у некоторых старинных зданий более счастливая судьба. Так, например, доходный дом купца Пилипенко находится сейчас не в самом хорошем состоянии, но сохраняет первоначальный колоритный облик, а главное — есть грамотный проект реставрации. Бывает и так, что именно благодаря исключению здания из реестра памятников оно начинает новую жизнь. Так случилось с домом на улице Большой Садовой, построенным к 300-летию дома Романовых, добросовестные владельцы вложили средства и привели здание в порядок. Но это все же, скорее, исключение. По мнению Александра Кожина, городу необходим регламент сохранения объектов культурного наследия, в котором должны быть единые требования к реставрации и эксплуатации, применяемым материалам и конструкциям. Это позволит предотвратить снос или некачественную реставрацию старинных зданий.


Справочно:

Еще один ростовский памятник, судьба которого вызывает тревогу, — Парамоновские склады («СГ» подробно писала об этом). В январе 2016 года была разобрана часть здания — любимая ростовчанами купальня. Существующий проект по ее благоустройству вызывает у жителей сомнения. Многие опасаются, что объект, как это бывало, полностью снесут и некачественно восстановят.