Цвет настроения: растительность как инструмент стратегического дизайна

Цвет настроения: растительность как инструмент стратегического дизайна

Цвет настроения: растительность как инструмент стратегического дизайна Shutterstock/FOTODOM
Еще десять лет назад озеленение в жилых комплексах воспринималось как приятное дополнение — газон, несколько деревьев, кустарники вдоль дорожек. Сегодня подход кардинально меняется: зеленая инфраструктура становится полноценным инструментом стратегического проектирования, влияющим на комфорт, безопасность и даже экономику объекта. О том, как растения формируют сценарии жизни в городе и почему способны стать конкурентным преимуществом проекта, рассказала ведущий ландшафтный архитектор Бюро А4 Полина ВИТАЛЬЕВА.

Полина Сергеевна, в профессиональной среде все чаще звучит термин «зеленая инфраструктура». Что он означает для вас?

Раньше слово «инфраструктура» ассоциировалось в основном с инженерией и зданиями. Но сейчас мы говорим и о «зеленой» инфраструктуре, потому что появились решения, позволяющие с помощью растений создавать функциональные и долговечные пространства, а также влиять через них на качество и привлекательность всего девелоперского продукта.

Это не просто вопрос эстетики: растения могут скорректировать микроклимат ЖК или района, снижают шум, влияют на восприятие двора и на экономику проекта в целом. В бизнеси премиум-классах такие решения уже входят в норму. Например, водно-зеленая инфраструктура — дождевые сады, биодренажные системы — позволяет использовать ливневые стоки на месте, сокращая расходы на воду и инженерные сети.

Геопластика, которая в 2012 году считалась «вау-эффектом», сегодня является базой даже в комфорт-классе. А вот водно-зеленые решения пока чаще встречаются в премиальном сегменте, но и туда они приходят не как «украшение», а как рабочая система. Такие приемы сразу закладываются в ДНК проекта: без них двор не будет «жить».

На чем строится современный подход к проектированию зеленых зон?

Можно выделить пять базовых принципов, которые помогают сформировать по-настоящему качественную зеленую среду в благоустройстве:

1. Многоярусность. Зеленый каркас формируется по аналогии с природными экосистемами: деревья — верхний ярус, кустарники — средний, травы, цветы, многолетники и почвопокровники — нижний.

2. Всесезонность. Россия — страна долгой зимы, поэтому важно, чтобы двор был выразительным и в феврале, и в августе. Сезонная цикличность изменения облика растений в сочетании с грамотно подобранным разнообразием видов, таких как акцентные кустарники с разной окраской листьев и декоративные злаки, создают динамику круглый год.

3. Простота эксплуатации. Если двор требует ежедневного сложного ухода, а управляющая компания к этому не готова, проект долго не проживет. Поэтому малоуходные дворы — важное для многих застройщиков требование, и его вполне можно выполнить без ущерба для эстетики проекта.

4. Устойчивость. Мы используем ассортимент, который устойчив к условиям города, и стараемся выбирать виды, которые не только доступны в местных питомниках, но и поддерживают городское биоразнообразие

. 5. Экологическая ценность. Даже небольшой участок может влиять на качество воздуха, задерживать влагу, быть домом для птиц и насекомых. Важно правильно оценить потенциал местности и действовать, исходя из выявленных потребностей.

Почему так важно использовать именно местные виды растений?

Это часть локальной экосистемы: растения опыляют местные насекомые, ими питаются птицы — и так замыкается цепочка. Убираешь звено — страдает вся система.

Проблема в том, что не все можно найти в питомниках, но мы стараемся максимально включать такие растения в проекты.

Способна ли зеленая среда влиять на сценарии поведения людей, и если да, то как?

Растения — отличный инструмент сценарного проектирования. С их помощью создаются буферы, отделяющие детские площадки или зоны отдыха от дороги и соседних пространств. Люди интуитивно чувствуют границы: под тенью перголы собираются те, кто хочет покоя и уединения, а открытые газоны привлекают семьи с детьми.

Иногда проектируются ароматные сады, где можно потрогать и понюхать травы — это способствует снижению уровня тревожности, снятию стресса и помогает «переключиться», отдохнуть от тяжелого рабочего дня. Или, например, выстраиваются аллеи деревьев, которые подчеркивают направление движения и дают тень, что особенно актуально для южных регионов.

Есть объекты, которые сразу превращаются в точки притяжения. Весной цветущие сады всегда работают как магнит: люди фотографируются, гуляют, отдыхают в окружении ярких цветов и тонких ароматов.

Еще один интересный сценарный прием — создание городских огородов. В этом случае жители получают возможность самостоятельно высаживать травы и пряности в специально оборудованном для этого месте двора. Это вовлекает и формирует местное сообщество, помогая налаживанию горизонтальных связей.

Можно ли с помощью растений направлять потоки людей?

Люди любят «срезать» путь, что часто приводит к вытаптыванию газона. Мы создаем посадки или зеленые преграды, которые мягко направляют движение и сохраняют целостность двора.

Иногда задача обратная — привлечь людей в зону, которая раньше пустовала. Тогда создаются цветовое пятно, красивая аллея или ароматный сад. Так, в нашем проекте на Космодамианской набережной цветники с плавным градиентом от красного к розовому стали тем уютным местом, где люди задерживаются и проводят больше времени.

В других местах мы, наоборот, открываем пространство: создаем цветники у детских площадок, тенистые маршруты к спортивным зонам. В одном из проектов геопластика, злаки и кустарники образовали ландшафт, сразу ставший многофункциональным: дети катаются и играют, взрослые используют холмы для отдыха и пикников.

Влияет ли «зеленая» инфраструктура на ощущение приватности и безопасности?

Безусловно, живые изгороди — это мягкая граница: она защищает от взглядов и шума, но не создает ощущения изоляции, как глухой забор. Как правило, используются посадки высотой до двух метров, позволяющие не закрывать обзор, но при этом формирующие обособленные зоны.

Например, сидя в «зеленом кабинете», ты видишь, что происходит вокруг, но при этом все равно создается ощущение личного пространства. Это не только красиво, но и меняет поведение людей — они чаще используют двор для отдыха, встреч, работы на свежем воздухе.

Есть и обратный эффект — грамотное озеленение делает пространство «просматриваемым» там, где нужно. Например, в зонах у подъездов мы не располагаем густые кусты, чтобы не создавать темных углов.

Как озеленение может «адаптироваться» к условиям плотной городской застройки?

Часто дизайнеры работают с излишне затененными дворами-колодцами. Здесь на помощь приходят теневыносливые виды, вертикальное озеленение, лианы на перголах. Иногда это мобильные сады в кадках, которые можно переставлять, формируя новую конфигурацию пространства.

Есть и инженерные приемы, помогающие расширению функциональности проекта: легкие субстраты на стилобатах, газонные решетки на пожарных проездах, накопительные мембраны в геопластике для удержания влаги. Все это позволяет грамотно интегрировать зеленую среду даже в ограниченных и сложных условиях.

Отличается ли подход к озеленению в бизнес- и премиум-классах?

Отличается, но не всегда радикально. Иногда благоустройство способно «поднять» проект до бизнес-класса. Разница чаще в качестве посадочного материала и уникальности решений: премиум позволяет закладывать редкие виды, формованные растения, водные сады. Но и в «бизнесе» можно сделать сильное, выразительное озеленение, которое станет гордостью жителей.

Куда движется отрасль сегодня? Можете ли вы обозначить какие-то важные тренды?

Главные тренды — экологичность и интеграция природы в городскую среду. Это дождевые сады, домики и фермы для насекомых, скворечники и плодовые кустарники, которые привлекают птиц. Все больше заказчиков хотят, чтобы эти решения были в проекте с самого начала.

Что вас вдохновляет на создание таких уникальных, наполненных жизнью и смыслами проектов?

Природа в любой форме — от леса до бабушкиного двора. Путешествия, выставки, кино, сериалы, работы художников. Например, в одном проекте я использовала принципы цветовых «трехзвучий» Матюшина, гармонизируя архитектуру, среду и озеленение. А еще — насмотренность: я слежу за проектами Пита Удольфа (Piet Oudolf), Джона Брукса (John Andrew Brookes), Сары Прайс (Sarah Price), изучая приемы и адаптируя их к нашим условиям.