Подмосковье недостаточно использует потенциал московских архитекторов.
В конце прошлого года в правительстве Московской области состоялся круглый стол «Совершенствование архитектурно-строительного проектирования на территории Московской области», на котором обсуждался архитектурный облик Подмосковья, перспективы и реалии его изменения. Одна из самых больших проблем, о которых говорили участники круглого стола — архитектурный непрофессионализм на различных уровнях. И это при том, что область — один из самых финансово обеспеченных регионов России. О том, почему так получилось и как это можно изменить, корреспондент «СГ» поговорила с генеральным директором ABD architects Борисом Левянтом.
«СГ»: В своем выступлении на круглом столе вы обратили особое внимание на то, что области было бы неплохо привлекать московских архитекторов. Чем они могут помочь?
Б.Л.: Я обратил внимание собравшихся на очень низкое качество проектирования. Проблема в том, что большая часть специалистов, занятых в сфере архитектурного проектирования в подмосковных городах и муниципальных образованиях, обладают недостаточным опытом, а также низким уровнем профессиональной подготовки кадров. Обычно это частные компании, аффилированные с муниципальной администрацией.
Грубо говоря, если девелопер хочет что-то построить, он зачастую бывает поставлен перед фактом работы с тем или иным проектировщиком. В результате такого «лоббирования» город оказывается лицом к лицу с объектами низкого качества.
Поэтому сегодня, когда в московских архитектурных бюро по тем или иным причинам снижается количество проектов, и освобождаются высококвалифицированные профессионалы, которые могли бы значительно изменить и улучшить уровень архитектуры объектов Подмосковья, область могла бы этой ситуацией воспользоваться и использовать потенциал столичных архитекторов.
«СГ»: А московские архитекторы пойдут в Подмосковье? И главное — их туда пустят?
Б.Л.: Пойдут, если существующая ситуация изменится. Первое, что, на мой взгляд, необходимо сделать — это ввести минимальную стоимость проектных работ. Можно составить сборник официальной стоимости работ, ниже которой никто не имеет права опускать предложение. И тогда на рынок выйдут архитектурные бюро, которые работают не за деньги «в конверте», а «в белую»: официальная лицензия, официальная аренда помещений, лицензированный софт и прочее. А ситуация, когда официальные бюро готовы сделать проект, к примеру, за 50 миллионов рублей, а приходит неизвестный человек и говорит: «Я сделаю это за 15 миллионов», будет исключена.
Также обязательно нужно вводить систему контроля за строительством на основе утвержденной документации. Это затрагивает такой наболевший вопрос, как нарушение авторских прав. Сейчас для того, чтобы получить разрешение на строительство, нужно представить и архитектурно-градостроительное решение (АГР), и получить заключение экспертизы. АГР, как часть документации, является объектом охраны авторских прав. А вот все эскизы и концепции до выпущенного АГР авторскими правами не обладают, и кто угодно может ими воспользоваться. Поэтому сейчас очень распространена такая технология интеллектуального воровства: у официальных известных архитектурных бюро заказывается концепция, однако после согласования проект отдается в руки «аффилированных» безымянных проектировщиков на местах. И какой бы прекрасной ни была эта концепция, в результате получается как в анекдоте про «Мерседес», который пытались собрать на таганрогском конвейере, и с конвейера в итоге сошли «Жигули». Сами архитектурные бюро не в силах перебороть эту ситуацию, и поэтому, если власти заинтересованы в качественных объектах, надо работать вместе.
«СГ»: Но готовы ли понять и принять проблемы архитекторов в самих городах и муниципальных образованиях?
Б.Л.: Вы знаете, готовы. Об этом свидетельствует реакция на мое выступление на круглом столе. В сегодняшней администрации Подмосковья понимают и поднимают эти проблемы. То же самое происходит и на уровне муниципальных образований. Многие сегодняшние главы районов и муниципальных образований — люди новой формации. Они ведут работу с девелоперами, чтобы не допустить новых 30-этажных комплексов в чистом поле, без дорог и инфраструктуры. Сейчас на уровне губернатора приняты решения о снижении высоты застройки и создании в крупных кластерах пешеходных зон.
Правда, тут мы вновь возвращаемся к началу нашей беседы — даже для планирования пешеходных зон нужно привлекать хороших профессионалов. Чтобы пешеходные зоны «работали» на город, на его инвестиционную привлекательность, и добавляли ценности территории, они должны быть осмысленными, а не вести из ниоткуда в никуда. Когда планированием пешеходной зоны занимается хороший архитектор, в его задачу, помимо архитектуры, входит и задача увеличения капитализации того, что входит в этот проект. В грамотно спланированную территорию приходит бизнес, который вкладывает деньги, так как люди понимают, что здесь они могут заработать.
«СГ»: Вы затронули важную тему, как грамотное планирование влияет на инвестиционную привлекательность…
Б.Л.: Не просто влияет, а определяет. Например, у нас есть два основных вида транспорта, на которых люди попадают в область — машина и железная дорога. Сейчас область собирается строить более сотни транспортно-пересадочных узлов, которые должны комплексно решить проблемы взаимодействия различных видов транспорта.
Но зачастую проект не получает должного интереса инвесторов из-за того, что при проектировании не учитываются нужды трансферных пассажиров, для которых не всегда предусматривается возможность получить услуги: что-то купить, выпить чашку кофе, заплатить за телефон и т. д. И если концепция не позволяет работать в таких местах сетям, магазинам, хорошему общепиту, то интерес инвесторов к ней снижается.
Контактные зоны городов и поселений, через которые проходят федеральные дороги, тоже требуют осмысления. Так как часто у области на развитие этих зон денег нет, нужно давать возможность девелоперам и заинтересованным лицам создавать там комплексы по предоставлению услуг и, соответственно, генерировать поток посетителей-автомобилистов, что бизнесу принесет выручку, а области — рабочие места и налоговые поступления.
«СГ»: Назовите позитивные тенденции в архитектуре МО и свои последние проекты в Подмосковье.
Б.Л.: Как отмечают многие специалисты, существующая ситуация в экономике — это не кризис, а наша новая реальность. И она заставляет девелоперов и застройщиков по-иному смотреть на то, что они создают. Теперь уровень архитектуры, благоустройства и качества самой среды становятся весомыми факторами, которые могут повлиять на выбор покупателя в пользу того или иного объекта. Поэтому можно сказать, что, благодаря низкому спросу и большому предложению, на такие конкурентные преимущества будет делаться акцент. А значит, хочется верить, скоро мы увидим интересные проекты с точки зрения архитектуры и комфортные и удобные для жизни.
Что касается работ, то одним из последних ярких проектов, которые были у ABD architects в Подмосковье, можно назвать автосалон Mercedes AMG в Одинцовском районе. Общая площадь здания 12 тыс. кв. м. Бренд-бука с предписанными архитектурными решениями на такое здание не было, поэтому дизайн-проект получился достаточно инновационным даже для Mercedes. Сейчас он проходит финальные стадия согласования в головном офисе в Германии.