Ростов двухколесный

Ростов двухколесный Фото: «Веловод»

В 2018 году в городе на Дону начнут строить 32 километра велодорожек

Сегодня официально в Ростове всего лишь 7 км велодорожек, да и те малопригодны для езды. На дорожках паркуются машины, плюс люки, решетки стоков ливневой канализации, ямы и бордюры, поэтому велосипедисты ими не пользуются, а ездят по тротуарам, чем вызывают отрицательные эмоции у ростовчан. Однако уже скоро ситуация с велодорожками в городе может кардинально измениться.

Недавно городская дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры провела конкурс на разработку схемы организации велосипедных маршрутов, который выиграла компания «Веловод». Главная цель создания сети велодорожек — связать разные районы города с его центральной частью. В соответствии с техническим заданием, предстоит построить 32 км дорожек на 27 главных улицах (проспектах Коммунистическом, Стачки, Зорге, Шолохова, Братском, улицах Пушкинской, Максима Горького и других). Как пояснила главный архитектор Центра компетенций региональной корпорации развития и ведущий архитектор проекта Татьяна Клименко, эти улицы были выбраны неслучайно. В городском департаменте автодорог проанализировали велопоток и выбрали самые востребованные маршруты движения. Архитекторам предстоит решить и ряд сопутствующих проблем: делать дорожки прорезиненными или асфальтированными, где разместить велопарковки и шиномонтаж? По словам Татьяны Клименко, по всей видимости, придется «вывести» свой тип велодорожки специально для Ростова, совместив одностороннюю, приподнятую и двустороннюю.

Разработка схемы обойдется в 512 тыс. рублей, которые выделят из городского и областного бюджетов. Проект должен быть готов к середине ноября, а пока идет работа, разработчики встречаются с жителями и выясняют их предпочтения. Предложений немало. Главные из них — не строить велодорожки кусками, а постараться связать их в единую сеть, учесть плавные спуски и сделать удобные углы для съезда, создать непересекающиеся транспортные пешеходные и велосипедные потоки, как в парке Галицкого, а также велодорожки в «зеленых зонах» и т. д. Звучат предложения создать сначала единую общую концепцию, связанную с генеральным планом города и его архитектурными особенностями, а потом уже заняться выполнением технического задания департамента дорог.

После бурных обсуждений руководитель компании «Веловод» Дмитрий Гусев пообещал на очередной встрече «Диалог о городе» в ноябре представить общественности доработанную схему и попросил всех неравнодушных ростовчан продолжать вносить свои предложения.

Во что обойдется строительство самих дорожек, пока неизвестно, но, как сообщила Татьяна Клименко, деньги на это будут заложены в бюджет 2018 года. А проектно-сметную документацию предстоит подготовить к Новому году.

Как считают эксперты, развивать велоинфраструктуру экономически выгодно для города. Так, в Копенгагене ежедневно ездят на велосипедах 41% жителей. Среди плюсов — уменьшение пробок и проблем с автопарковками, улучшение экологии. Во многих развитых странах велосипед — это образ жизни. В России же велосипедный транспорт развивался как субкультура или как хобби. У нас даже говорят не «ездить», а «кататься» на велосипеде. Также у нас ошибочно считают, что двухколесный больше предназначен для мужчин. Но, как показывает практика, в европейских странах, где не боятся за безопасность, очень много велосипедисток. Бытует также мнение, что велодорожки строятся для тех, кто уже пользуется велосипедом, но на самом деле развитая велоинфраструктура стимулирует горожан пересаживаться на велосипеды. В Ростове, по оптимистичным оценкам, доля потенциальных велосипедистов может достичь 60% населения.


Справочно

Как отметил автор и куратор московского проекта по развитию велокультуры «Let’s bike it!», советник заместителя министра транспорта РФ Владимир Кумов, в 2016 году ООН призвала руководство городов направлять не менее 20% транспортных бюджетов на развитие велосипеднопешеходного пространства. Конечно, сегодня в России ни один регион даже близко не подошел к такому показателю. Тем не менее, есть определенные подвижки. Интересно то, что на звание велосипедной столицы России претендует город Альметьевск (Татарстан). За последние два года там было построено 250 км велодорожек — столько, сколько в Москве за последние 10 лет. В Альметьевске восприняли многое из европейского опыта — там, к примеру, есть подставки для ног на перекрестках.